Просмотр содержимого документа
«Грамотное управление игровой деятельностью»
ГРАМОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Современные условия требуют от педагога выработки нового позитив-ного мышления. В игровой деятельности на сегодняшний день накопилось много проблем, решать, которые следует быстро, проявляя личную заинтере-сованность и творчество. Какие же задачи стоят перед нами? Необходимо помнить, что сегодня раз ладился механизм передачи таинства детской игры. Семейные игры и забавы становятся все большей редкостью. Во многом одновозрастная структура групп дошкольных учреждений не позволяет дошкольникам осваивать, черпать информацию об окружающем мире из разных источников. Педагог сегодня является едва ли единственным источником систематической информации о реальном и фантазийном мифе.
В связи с этим можно определить следующие актуальные задачи: 1. Научить детей играть, всех по-разному, учитывать их возрастные и личностные особенности. 2. Учет всех возможных факторов развития у дошкольников социально-игрового опыта. Ответы подсказывают последние исследования педагогов и психологов Санкт-Петербурга. Так, в исследованиях кандидата педагогических наук Гогоберидзе А.Г. (РГПУ им. А.И. Герцена) выделяются 3 основных игровых типа дошкольников: - ребенок-драматург; - ребенок-актёр; - ребенок-режиссер. Драматурги - Дети, которые свободно могут подняться на уровень сюжетосложения, игры - фантазифования.
Режиссеры - дети, которые обладают задатками лидера и организационными способностями.
Актеры - дети-исполнители. В первую очередь помощь педагогов должна быть адресована детям - актерам с тем, чтобы способствовать развитию воображения, игрового творчества.
У детей драматургов и режиссёров следует формировать интерес к самому процессу игры, к исполнительству. Ребенок в игре самоутверждается. Ценное, что дает игра - удовольствие. Это важно для нормального психического развития. Умение воспитателя подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу детей, опереться на чувство юмора и предвосхищающую оценку - залог успеха. Наибольшие трудности вызывают вопросы управления игровой деятельностью детей.
Организация предметно-игрового пространства должна учитывать: - развивающий характер;
- особенности коллектива и каждого ребенка в отдельности.
Развивающий характер предметно-игрового пространства. Практика показывает целесообразность научных исследований Н.Е Михайленко, Е.Е. Кравцовой. Игры развиваются в следующей последовательности: - младший дошкольный возраст - режиссерская игра (игра -манипуляция предметами) ;
- средний дошкольный возраст - ролевая игра (игра - диалог); -старший дошкольный возраст - игра с правилами, режиссёрская! игра (игра - фантазия, сюжетосложение). Каждый из видов игр отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры и игрушки) Дающее ребенку опыт разнообразного использования объекта. В группах детей среднего возраста основными атрибутами игр должны стать, помимо игрушек, предметы - заместители. Задача педагога з этих группах - научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет (или предметы, максимально приближенные к реальным).
В старшем дошкольном возрасте важно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы. Нет необходимости собирать в группе обилие атрибутов, большая часть из которых мало используется и не берется детьми. Для игры "Магазин" предпочтительнее изготовить кассовый аппарат и весы, а товар, деньги, кошельки, прочее создать в процессе игры, по мере необходимости, вместе с детьми. Важно так продумать и насытить среду группы, чтобы занятия в ней могли найти себе как девочки, так и мальчики; чтобы игровое пространство предполагал наличие материалов для совместных и самостоятельных игр детей, чтобы были в нем и игры детей - либо принесенные из дома, либо изготовленные в детском саду. Новые подходы к организации игровой деятельности детей предлагают и новое руководство этой деятельностью со стороны педагога.
Особое внимание следует уделить трем основным аспектам:
1. Развитие знаний, интереса к игре. 2. Формирование техники, игры, игровых умений и навыков детей, умение действовать с атрибутами, предметами - заместителями, создавать предметно-игровую среду. 3. Становление коммуникативного опыта, умение организовать свою игру, сыграть роль, взаимодействовать в игре со сверстниками как с партнёрами.
Формы работы с детьми: 1. Развитие знаний, интереса к игре:
- целевые прогулки, экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- беседы, диалоги с детьми; - встречи с гостем (представителем той или иной профессии);
- составление альбомов, книг по теме игры;
- использование технических средств (слайды», видеофильмы, грамзапись);
- изобразительная деятельность;
- наблюдение за играми старших детей;
- конструктивные игры
- использование музыкального репертуара.
2. Формирование техники игры:
- знакомство и действия с атрибутами;
- знакомство и действия с предметами - заместителями; - хороводные игры
- социальный тренинг (как школа практической мота ли)
- подвижные игры с правилами}
- этические беседы; театрализованная игра.
Выбор нужных форм осуществляется с учетом уровня игрового опыта детей, может быть дополнен или упрощен. Рекомендуется играть с детьми как в младших, таки в старших группах, меняя цели и задачи. Необходимо, чтобы игра стала ведущим видом деятельности детей, Она должна пронизывать все режимные моменты и способствовать поддержанию положительного эмоционального фона в группе.
Мир детства - чудесный мир игры. Игру нужно сохранить для будущих поколений, как универсальное средство самовыражения и воспитания.