Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности при овладении письмом и чтением. Поэтому учителю-логопеду кроме традиционных приемов необходимо использовать современные коррекционные методы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповой проект "Как хорошо уметь читать"»
Групповой образовательный проект «Как хорошо уметь читать»
Обоснование выбора темы
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей, что оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению в последствие школьной программы, улучшению межличностного общения. Дети с ОНР испытывают трудности при овладении навыками письма и чтения. В коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителя-логопеда четко определены разделы, которые поэтапно формируют умения и навыки письменной речи и вызывают определенные трудности усвоения детьми с ОНР. К ним относятся:
Формирование понятия слово.
Формирование понятия предложение.
Формирование понятия звук.
Формирование понятия схема (слога, слова, предложения).
Формирование понятий буква, слог.
Овладение навыками чтения.
Овладение навыками письма
Это предполагает необходимость использования приемов совершенствования навыков чтения, предупреждение дислексии (дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное и несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением)
Кроме недостаточного речевого развития, для детей характерны следующие проблемы психического и интеллектуального развития:
Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.
Задержка развития мелкой моторики рук.
Недостаточно развитое внимание.
Недостаточно развитая произвольность.
Нарушение формирования учебной мотивации.
Проблемы эмоционально-личностного развития.
Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
Высокая утомляемость.
Работая с детьми с ОНР, учитель-логопед, воспитатель сталкивается с тем, что для прочного усвоения материала не достаточно использования только традиционных методов и приемов. Появляется необходимость в дополнительном инструментарии, который облегчит понимание и закрепление наиболее трудных понятий и представлений в курсе подготовки к обучению грамоте. Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игровые технологии призваны облегчить формирование представлений и сделать изучаемый материал доступным и понятным для ребенка.
Участники проекта
Дети 6 - 7 лет с ОНР группы компенсирующей направленности № 6 МБ ДОУ дс кв «Кирпичики», учитель-логопед Деева ОА, воспитатели: Алексеева ТП, Мясникова СЕ, родители.
Проект длительный, рассчитан на 2 период обучения (декабрь – март)
Цель: Создание условий для расширения представлений о звуках и буквах. Повышение познавательного интереса детей к изучению букв и звуков.
Задачи
Формировать интерес, сделать увлекательным процесс изучения букв и обучение грамоте. Привить вкус к самостоятельному чтению.
Развивать познавательные процессы, коммуникативные способности детей, творческие способности, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
Привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе.
Задачи проекта решаются во время непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, подгрупповых и индивидуальных занятий, совместной деятельности воспитателя и детей (НОД, организации коррекционного сеанса, прогулки, др), самостоятельной деятельности детей (игры по выбору). Совместной деятельности родителей и детей в играх и выполнении домашних заданий.Основной принцип: знакомству с буквой предшествует добуквенный, звуковой период обучения. Звуковой анализ включает умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Обязательные игры на предупреждение дислексии. Дислексия очень часто бывает обусловлена несформированностью зрительных функций. Зрительное восприятие при чтении поддерживается совместной работой гностического и моторного компонентов зрения. Движения глаз детей с дислексией и их ровесников в норме имеют количественные и качественные различия, которые отмечаются при сканировании не только букв, слов и предложений, но и предметных изображений.
Задания для развития произвольного зрительного внимания, анализа и синтеза, зрительной памяти предлагаются детям на каждом занятии на разных его этапах.
Основные задачи развития и коррекции зрительного фактора:
• Развитие произвольного зрительного внимания
• Развитие навыков зрительного анализа и синтеза
• Развитие зрительной памяти
• Контроль за движением глаз
• Формирование пространственных представлений
• Расширение поля зрения
Кроме того, для ребёнка с дислексией любой текст – это «зашумлённое» изображение буквы.
Приемы: основной прием – игра (игра- как деятельность предполагает правила, образцы, средства), мотивация детей, проблемные ситуации, НОД, вопросы и ответы, составление звуковых схем, работа в малых группах. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов.Печатание букв, слогов, слов, др
При работе с буквой тоже есть особые специфические игровые приемы.
Так как дислексики часто имеют глобальное трёхмерное восприятие, им трудно воспринимать плоские двухмерные буквы. Для преодоления этого будут эффективны следующие упражнения:
• Вылепливание заданной буквы из пластилина
• Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
• Обведи в каждой строке одинаковые буквы
• Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.
• Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.
• Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
• Обведение букв по трафарету.
• «Распутай клубочек» написать смешавшиеся буквы
• Соединить заданные буквы в предложении, тексте, как вариант – зачеркнуть на странице текста заданную букву( во всех словах)
• Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
Игры.
Магазин. Доктор Звуков. Игры с негритенком. Запретные звуки. Много слов (на заданный звук).Вкусные звуки. Том и Тим. Гласные-согласные. Заблудился (звук). Звуковое царство. Дворец гласных звуков. Братья ЭХ, УХ, АХ, ОХ. (Птичий двор –УХ. Скотный двор –ОХ. Магазин сладостей –ЭХ. Подбери имена для котят. Др игры импровизации.) Дом звуков. Звукоежка. Исправь букву. Подбери картинки к букве. Загадки и отгадки. Мама и малыш. «Накорми зверей», «Перевод с вороньего». «Перевод с гусиного». «Буква заблудилась», ИКТ (программно-дидактический комплекс «Логомер»). др.
Ожидаемый результат
Дети знают буквы (не путают зрительный образ). С удовольствием, свободно манипулируют буквами, экспериментируют со словами, усвоили «слияние», владеют приемами слогового чтения.
Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности в себе.