kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Я - хороший!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Я - хороший!"»

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Здравствуйте, я пришёл!»

Воспитатель: Сергеева Нина Владимировна

1 младшая группа «Теремок»

г. Барнаул, 2017г. МБДОУ «Детский сад №85»

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, возраст: 2-3 года; родители детей, посещающих 1 младшую группу; воспитатели.

Время реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Актуальность:

По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Для того чтобы облегчить период адаптации нами был разработан проект «Здравствуйте, я пришёл!».

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

строгий режим дня;

-отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

-новые требования к поведению;

-постоянный контакт со сверстниками;

-новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

-другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ. Общая задача воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:

-знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

-подготовительная работа в семье;

-выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:

-неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;

-сенсорный голод сказывается на развитии мозга.

Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.

При поступлении в детский сад 65% детей старше 2-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.

Возраст от 1-1,5 лет - считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По нашим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.

Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Цели и задачи, решавшиеся нами в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

Анкетирование (родителей);

Наблюдения;

Беседа;

Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу педагогического проекта.

Гипотеза:

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:

-процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

-создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

-оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

-выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, родители).

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

-позитивное развитие отношений в детском коллективе;

-повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

-снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

-вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

-активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

-сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Мы используюем следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:

-элементы телесной терапии (обнять, погладить);

-исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

-релаксационные игры (песок, вода);

-сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

-игровые методы взаимодействия с ребенком.Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

Нами были определины принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

-предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

-постепенное заполнение группы;

-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

-сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;

-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

-осуществление систематического контроля за ребенком в группе(термометрия, кожные покровы, зев, стул);

-наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

-протекание адаптации.

Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», нами была разработана система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ.

Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап. Подготовительный (организационный):

изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);

создание методического обеспечения;

создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

помещение информации в родительский уголок.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

знакомство с семьей;

ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность:

беседы с родителями.

практическая деятельность:

консультации для родителей-новичков «Это поможет Вам»;

работа с детьми;

Итог проекта: изготовление буклета «Здравствуйте, я пришёл!»

3 этап. Заключительный (результативность).

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности);

установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя несколько шагов:

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день.

На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и родителями в адаптационный период. (в соответствии с ФГОС)

Этапы:

Сентябрь

1 этап

Организационный

1. Ведение адаптационных карт.

2. Организация мини-игровой зоны.

3. Игры с песком и водой.

4. Игры в сухом бассейне.

 «Познание».

Конструктивная деятельность - игры с крупными деталями конструктора.

Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.

Сенсорные игры.

Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

«Социализация».

Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).

«Художественное творчество»

-рисование крупой, песком, манкой.

«Физическая развитие»

-подвижные игры,

-хороводные игры,

-пальчиковые игры.

«Художественная литература»

-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки

«Социализация»

- Модернизация «Уголка ряженья»,игрового пространства «Семья».

- Оформление развивающей среды в соответствии с ФГОС.

- Подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо, театральных кукол.

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:

-социально-демографический паспорт семьи

-личные дела воспитанников.

Родительская встреча «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Диагностическое обследование.

Консультации:

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»

Информационные-листы-памятки с кратким материалом.

Октябрь

2 этап

Основной

Моторные игры для детей (двигательные)

«Социализация»,

«Коммуникация»

Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:

«Давайте познакомимся», «Игра в гости». Утреннее приветствие.

Беседы, рассматривание предметных картинок.

Цикл непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи, психологическому развитию в интеграции образовательных областей (10) в течение дня через разные формы работы:

Подвижные, дидактические игры.

Подвижные игры с правилами.

Игровые упражнения.

Соревнования.

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Совместные действия.

Игры с предметами.

Театрализованные игры.

Игровые упражнения, развивающие игры.

Самостоятельные игры с любимыми игрушками.

Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением.

«Утро радостных встреч».

Засыпание (колыбельная).

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)

Музыкальные игры.

Ситуативные разговоры. Обновления пособий для сенсорной зоны для развития мелкой моторики.

Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «Больница»

Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья».

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

Наглядные формы работы с родителями: оформление информационных стендов, тематические выставки методической литературы, статей.

Изготовление буклетов «Здравствуйте, я пришёл!»

Ноябрь

3 этап

Заключительный

Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическое развитие»,

«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», 

«Познание»

Показ настольного театра.

Показ кукольного театра.

«Познание»

Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину).

Внесение дополнительных атрибутов в «Уголок Ряженья».


Анализ деятельности.

Повторное анкетирование родителей.

Консультации:

«Стиль воспитания в семье, самодиагностика: «Какой вы родитель».

Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период» для родителей.

Фотовыставка.

Анкета для родителей (повторная, со всей группой)

Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант

1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)

а) здоровье ребенка; (8%)

б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;( 42%)

в) самочувствие и перепады настроения; (6%)

г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)

д) ничего, все хорошо;(40%)

е) другое___

2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада:

А)Не знаю (5%)

Б)Знаю (85%)

В) Другое (10%)

3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?

А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)

Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)

В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)

Г) другое (0%)___

4 В чем Вы видите причины болезни ребенка?

А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы (0%)

Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду; (0 %)

В) неблагоприятный психологический климат в группе;(0%)

Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет; (59%)

Д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей группы (приводят своего больного ребенка в группу) (35%)

Е)другое (6%) ___

5 Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время адаптации?

_обрадовало (97%, встревожило (0%, огорчило 3%)___

6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение-навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться?

_положительные изменения (92%, без ответа (8%)___

7. Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в группе на сегодняшний момент? (Питание (15%); режим; отношение к ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия;игровая среда (8%, организация режимных моментов; прогулки ((15%)-одежда (8%) смена персонала (15%) (нужное подчеркнуть)

8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы? (31%). Логопед, психолог.

На 3 этапе провела анкетирование среди родителей и контрольную диагностику (повторную) по окончании периода адаптации, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.

В целом адаптация детей прошла успешно. Оценка эмоционального состояния деятельности детей, навыков общения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, дети позволили определить группы адаптации.

Группа Степени адаптации

Легкая 52% Средняя 48% Сложная 0%


Проанализировав анкеты, адаптационные карты, мы получили следующие результаты:

52% детей, адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

48% детей, адаптация прошла по 2 группе - адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку, принесенную из дома.

В течение 2-3 недель дети освоили группу, адаптировались к среде группы, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую организовывает педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности.

3 и 4 группы – адаптация тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет.

Литература

1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет «Радуга»: методические рекомендации для воспитателей. -М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М.:Просвещение, 2007.

4. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007.

5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М.: Владас, 2007.

6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М.: Учитель, 2006.

7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003.

8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.

9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.

10. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. - Дошкольное воспитание №8, 2005.

11. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. – Дошкольное воспитание №9, 2006.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Я - хороший!"

Автор: Белякова Анна Львовна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Вноспитательский час на тему: " Что такое хорошо, и что такое плохо? " "
    ["seo_title"] => string(73) "vnospitatiel-skii-chas-na-tiemu-chto-takoie-khorosho-i-chto-takoie-plokho"
    ["file_id"] => string(6) "239104"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444722825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Что такое хорошо и что такое плохо.В.Маяковский. 3 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "chtotakoiekhoroshoichtotakoieplokhovmaiakovskii3klass"
    ["file_id"] => string(6) "294485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455646507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Литература.Что такое хорошо и что такое плохо.В.Маяковский. 3 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "litieraturachtotakoiekhoroshoichtotakoieplokhovmaiakovskii3klass"
    ["file_id"] => string(6) "294491"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455646608"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект НОД по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_nod_po_nravstviennomu_vospitaniiu_chto_takoie_khorosho_i_chto_takoie_p"
    ["file_id"] => string(6) "361652"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479848484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Что такое хорошо и что такое плохо?""
    ["seo_title"] => string(39) "chto_takoe_khorosho_i_chto_takoe_plokho"
    ["file_id"] => string(6) "497266"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548517304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства