Вопрос о живом народном слове (славянин - человек, обладающий словом) в нашей сегодняшней педагогике - это вопрос о внутреннем критерии её ценностей. Сущность воспитания, по мнению К.Д.Ушинского, во все времена и во всех странах - это народность. «Народ без народности - тело без души». Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и дорогого оно гибнет последнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Язык как голос родной Природы.»
Язык как голос родной Природы.
Вопрос о живом народном слове (славянин - человек, обладающий словом) в нашей сегодняшней педагогике - это вопрос о внутреннем критерии её ценностей. Сущность воспитания, по мнению К.Д.Ушинского, во все времена и во всех странах - это народность. «Народ без народности - тело без души». Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и дорогого оно гибнет последнее.
Язык является наиболее ярким выражением этого чувства, сложившегося в результате географической среды, исторического развития, социальных условий жизни. «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину.... голос родной природы....» (К.Д.Ущинский). Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребенка с традициями народной культуры слова как способами взаимодействия с природой, чтобы Ванечки и Манечки не остались «иностранцами в области родного языка, бездушно повторяющими мертвые штампы учебников» (К.И.Чуковский).
Корни славянского мироотношения (голос родной природы), представления о добре и зле, прекрасном и безобразном нашло непосредственное воплощение в фундаментальном труде «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» Александра Николаевича Афанасьева.
Этот труд подсказывает нам с чего надо начинать экологическое воспитание дошкольников: с поэзии предчувствия, с «поэтических воззрений, с развития чувства Природы, с эстетического отношения к ней, а не с узких \вопросов спасения и охраны природы.
Мы же увлеклись в приобщении ребенка к миру природы логическими способами познания, выработкой ясных, четких понятий на информационном уровне, хотя детство является тем сензитивным периодом, когда эмоциональный компонент экологической культуры должен получить импульс к развитию.
Народные названия растений щедро наполнены
эмоциональностью:травушка - муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелистник), сон-трава (прострел), одолень - трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль-трава (полынь), разрыв- трава или ключ-трава (папоротник), плакун-трава или всем травам мати (дербенник иволистный);
образными выражениями (метафорами, сравнениями, метафорическими эпитетами): кувшинка ( плодик напоминает изделие гончарного искусства), пастушья сумка (плодик соответствует форме пастушьих сумок), наперстянка (цветы похожи на наперстки), медвежье ухо ( коровяк обыкновенный -листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник волчья стопа (герань - плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след (Ю.Линник);
ритмичностью речи:травка гречка - попарь плечики, травка репеёк -попарь животок, травка мяточка - припарь пяточки ( народная игра « Воробей»), горицвет - всем цветам цвет (пословица).
Эстетика народных загадок, открывая ребенку спектр чувств народа: удивление тайнам природы (Что без огня горит ? /Солнце/, Что чаще лесу? /Звезды/, Что летит быстрее стрелы ?/Мысль/), преклонение перед ее величием и красотой тождества ( В саду царском, на дереве райском с боку - малина, с другого - калина , с третьего -вишенье, а с четвертого нет ничего - одно зябелье / Времена года/ ), родственное отношение к ней (У матушки коробья - всему миру не поднять, у батюшки жеребец -всему миру не сдержать , у брата кушак - всему миру не сосчитать, у сестрицы полотенце - всему миру не скатать /Земля, Ветер, Звезды, Дорога/, развивают способность чувствовать и осознавать себя частью Природы.
Глубинные особенности народного восприятия великих законов Природы (экологические законы существования жизни) и жизни Человека (видовые законы жизни человечества) в ладу с ними отражает народный земледельческий календарь. Ритм его праздников и обрядов помогают городскому ребенку преодолеть непредсказуемость, неопределенность взаимоотношений с миром Природы, приобщить к эмоционально - ценностной системе способов взаимодействия с Природой наших предков:
призыв: Гори, гори ясно! Чтобы не погасло! Солнышко, повернись! Красное, разожгись!;
восхищение, выражение восторга и радости: Душа моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная ты краса, русая коса, тридцати братьев сестрица...;
договор: Весна, Весна Красная! Приди Весна с радостью, с великой милостью: со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебами обильными; Ой вы, жавороночки, летите в поле, несите здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье-человечье!;
пожелания и приветствия: май - радость, июнь - счастье, июль - краса лета, август - густарь, страды государь.
Сама же эта система способов взаимоотношения с природой является символом первого естественного закона существования общества
(поэтические воззрения): закона всеобщей доброжелательности, доброжелательной взаимопомощи (Ю.Н.Куражковский).
Самую добрую, самую отзывчивую струну трогают детски наивные названия растений, которые в представлении народа служили пищей птиц и зверей : тут и «обеденный стол» зайца-вегетарианца - заячья капуста, заячий щавель, заячий овес, заячий чеснок, заячий салат, украшенный заячьим маком (горицвет); тут и «детская книга» с названьем «Степной огород»: воробьиная греча, кукушкин лен, утячье молоко, гусиный лук, волчье лыко, медвежья ягода (Ю.Линник).
Самый большой подвиг в народных сказках, который делал конец счастливым, -это доброта фольклорного героя, его человеческое отношение ко всему живому.
«Для всего, что существует в природе, ... в русском языке есть множество хороших слов и названий. Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть ... главный и неиссякаемый источник - язык народа» (К.Паустовский).
Универсальность художественного языка народа помогает понять живую связь времён и поколений, педагогически переосмыслить исконные традиции взаимодействия общества с Природой.