kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровая методика обучения детей пению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокальные упражнения требуют многократного повторения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровая методика обучения детей пению»

Применение игровой методики обучения детей пению О. В. Кацер на музыкальных занятиях.


Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы нашла, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» Ольги Валерьевны Кацер.

Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» время полноценного занятия. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога.

Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса. За основу игровой программы начального этапа, я взяла методические приемы В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной.

Следуя рекомендациям О.В. Кацер, всю свою работу разделила на 3 этапа: речевой этап, последовательное обучение пению и адаптация песни к повседневной жизни.

Авторская методика музыкального воспитания детей О.Кацер отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное, он очень эффективен при формировании певческой интонации детей.

Артикуляционная гимнастика и интонационно – фонетические упражнения очень эффективно выстраивают всю систему начального периода учебного процесса. В творческой атмосфере, которая доставляет юным певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга. Этот процесс оказывает положительное воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух. Дети постигают выразительное значение всех элементов музыкального языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевой и певческий.

Работа над развитием певческой культуры детей начинается с речевого этапа. Цель речевого этапа – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Цель второго, певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание репертуара.

Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ребёнка.

Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Сюда можно включить комплексы упражнений В.В. Емельянова и О.Кацер по подготовке речевого аппарата к дыхательным звуковым играм и элементы несложного самомассажа: прикусить зубами кончик языка; высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности. Покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его; сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении; упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. Пощелкать языком, изменяя форму рта, покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать “сморщенный” нос. Массировать пальцами челюстно-височные суставы (каждое задание исполняется 4 раза).

На основе этих упражнений, проявив фантазию, можно придумать несколько сказочных путешествий язычка.

Например, «Сказка про язык»: «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано, а вокруг темно. Стал он искать выход - постучал в зубки (стучать языком в зубы), в губки (стучать языком в губы), постучал в щёчки (стучать языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высунуть язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко. Взял и подразнил всех» (подразниться языком) и т.п.


Ещё примеры:

- Взял пальто в прихожей

Раз-два-три, и я – прохожий

Я по улице иду у прохожих на виду

Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу.

(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

-Град, а Град? Ты чему так рад? Ударяют пальцами по голове

Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?

Отвечает град: -Я совсем не рад по щекам

Просто солнца луч просверлил бока у туч.

И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу! по бровям

(Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с лошадиными поводьями)

-Катя, Катя, ха-ха-ха щёлкают языком

Оседлала петуха,

Петух заржал,

На базар побежал

(«Тпрррру» - 2-3 раза)

-Федя-медя, требуха кусают кончик языка

Съел корову и быка,

Съел пятнадцать поросят,

Только хвостики торчат»

(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия провожу игры на развитие речевого и певческого дыхания.

У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Детям в игровой форме предлогаются такие упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т.д.). По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняем образные движения раздачи шариков, и мы начинаем их «надувать».

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняю упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у».

Упражнения для правильного ощущения работы диафрагмы (по методике А.Карягиной): представить, что дорогу перебегает чёрная кошка, или в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им «кш» так, чтобы выдох долетел до них и они испугались. Затем чередовать активные выдохи «кш»-«ч»; «кш»-«хь»; «кш»-«с»; «кш»-«ф» с хлопками в ладоши или под удары метронома. Освоив чередование двух звуков, выполнить всю цепочку «кш-ч-хь-с-ф» через хлопок.


Ещё примеры:

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались.


Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть и т.д.), звукам окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и т.д.). Игры помогают ребенку воспроизводить интонации различной высоты, устранить неравномерности развития голоса. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, устранению ряда дефектов речи.

Еще одно упражнение – «страшная сказка». Оно активизирует работу гортани. Исходное положение: рот открыт, движением вперед - вниз (это условие обязательное!), губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот, испуганное выражение лица. Упражнение выполняется приемом «эхо». Педагог показывает – ребёнок повторяет.

Следующее упражнение: последовательность гласных: У - УО-УОА-УОАЭ-УОАЭЫ (или в обратном направлении). Можно произносить гласные тихим голосом в речевом диапазоне, можно выйти из грудного в фальцетный режим, соединять звуки на легато или наоборот, исполнять пульсирующим стаккато, с различными динамическими оттенками. В фальцете педагог может придумывать различные интонации, а ребёнок точно повторяет их. Это упражнение дает множество вариантов, рождает разные образы: звуки леса, голоса зверей и птиц, сказочных персонажей. Можно пофантазировать, меняя эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо…).

Педагог Дети

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х……

Кто-то «ухал» у-у-у……

Кто-то хрюкал хрю-хрю…..

Кто мяукал мяу…….

Кто-то топал топают

Кто-то крыльями захлопал руками по телу

И кричал «Ау» «А-ууууу…..»

И глазищами вращал штробас

Лес не спал наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного

Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал».


Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваю с детьми, они запоминают их в процессе игры.


Использование речевых упражнений - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру. Прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку. Декламация текстов песен в темпоритме, их выразительное чтение. Работа над скороговорками в различных вариантах говорения: от шепота, до громкого звучания; от медленного темпа, до быстрого. Используя различные интонации и жестикуляцию, выделять в них различные ключевые слова. Распределение текста по ролям с педагогом (диалогические скороговорки), при этом учитывать эмоциональное исполнение, чтобы текст не был "сухим", является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов.

Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой:

-Ехал странный пассажир

Вёз в кошолке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром выделяют слово «жиром» (с отвращением)


Ритмодекламация чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Например:

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

-Ванна – море, руки в сторону

Я – пароход, руки перед собой в «замок»

Полный назад, шаг назад

Полный вперёд, шаг вперёд

Права руля, руки вправо

Лево руля, руки влево

Мчусь я по морю, вращают руками перед собой

Руками бурля

Я бы доплыть да Австралии смог плавательные движения перед собой

Жаль, что на кухне протёк потолок меняют высоту голоса от «писка»

до баса

б) вместе с педагогом рассказывают стихотворение на свободу жестикуляции и мимики:

-Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался!

(громко) Я завтра его оторву!!!


Приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться).

«Включаем и выключаем звук в телевизоре» Например, ребёнок поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой прием примените после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях.


При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняю: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняю новую песню или часть новой песни. Как только прекращаю петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаю детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса. В.В.Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика. Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Выглядит это так: у-У? У-у!; у-О? У-о! и т.д. Последовательность гласных: У-О-А-Э-Ы. Соединяются звуки грудного и фальцетного режимов. Следить, чтобы рот свободно, широко открывался. Стараться минимизировать внешние движения губ. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином… Получается очень забавно. Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики.

Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и, выполняя роль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности.

Это лишь небольшая часть методического материала, который можно использовать в работе. Познакомившись с работами В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной Вы найдёте для себя много полезного и интересного материала для работы со своими детьми. Желаю творческих успехов!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Игровая методика обучения детей пению

Автор: Рафикова Наталья Юрьевна

Дата: 24.04.2018

Номер свидетельства: 467504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Мастер класс на тему: «Развитие вокально-хоровых способностей дошкольников через театрализованную деятельность»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_na_temu_razvitie_vokalno_khorovykh_sposobnostei_doshkolnikov_cherez"
    ["file_id"] => string(6) "569086"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1609321960"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Музыкально-дидактические игры в развитии певческих навыков у детей"
    ["seo_title"] => string(76) "muzykal-no-didaktichieskiie-ighry-v-razvitii-pievchieskikh-navykov-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "297130"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456147625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Опыт работы музыкального руководителя «Здоровьесбрегающие технологии на музыкальных занятиях»"
    ["seo_title"] => string(109) "opyt-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-zdorov-iesbrieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138353"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417530804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства