Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения для развития мелкой моторики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленка»
Тамбовской области Никифоровского района
Игровые упражнения для развития мелкой моторики
Автор : воспитатель
Фёдорова Инна Алексеевна
р.п Дмитриевка, 2017
Пальчиковые игры без предметов
Игра «Пальчики знакомятся».
Цель: развивать ловкость пальцев рук.
В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев
Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем -пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец- боковой -
Называется большой.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец - как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший - любимец.
По счету он пятый
Зовется мизинец.
Выполнять движения пальцами согласно тексту.
Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т. д.
Педагог сгибает каждый палец в отдельности, дети повторяют за педагогом.
Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем левая, а потом - обе руки.
2.И гра «Дружные пальчики».
Цель: закрепить названия пальцев, развивать их ловкость.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
-Вместе дело спорится.
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.
В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.
3.Игра «Скакалка».
Цель: тренировать большие пальцы рук.
Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя.
Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую.
Педагог сопровождает игру четверостишием:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
4.Упражнение «Циркуль».
Цель: развивать амплитуду движения кисти руки.
Упражнение выполняют сидя за столом. Дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола - это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.
5.Упражнение «Брызги».
Цель: упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса (кулачок — напряжение мускулатуры, стряхивание - расслабление мышц).
Исходная позиция: руки сжаты в кулачки; указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук прижаты к ладоням большими пальцами. При выполнении упражнения дети с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев, и снова сжимают в кулачки.
Упражнение выполняется энергично. Можно использовать стихи, которые выразительно читает педагог.
Ребенок ставит указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую.
Упражнение можно выполнять под счет раз-два.
7. Упражнение «Мальчик-осьминог».
Цель: развивать содружество движения пальцев рук. Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на Пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.
Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это - мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде:
И в учебе, и в труде,
Потому что осьминожка
-Это просто многоножка.
8. Упражнение «Урожай».
Цель: упражнять в умении чередовать напряжение с расслаблением.
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
Расслабленные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свёклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.
При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка - свёкла — морковка - свёкла -репка и т. п.).
Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:
Вырастала репка
Желтая и крепкая.
Перед домом свёкла
Смотрит прямо в окна.
И моркови урожай,
Сладкой, сочной, собирай.
Для многократного выполнения упражнения можно использовать стихотворение, позволяющее педагогу контролировать количество выполненных упражнений (попеременное чтение левого и правого столбиков).
Эй, ребята, не зевай!
Собираем урожай!
С этой грядки - репку,
С этой грядки - свёклу,
Здесь возьмем морковку.
Положили? И опять
Начинаем собирать.
Здесь возьмем морковку,
За морковкой - свёклу,
А теперь - и репку,
Что сидит так крепко.
Положили? И опять
начинаем собирать...
Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами:
Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали.
Пальчиковые игры с использованием атрибутики
Игра «Физкультурник».
Цель: развивать ловкость и дифференцированность движений рук.
На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой прижат к ладони.
Педагог выразительно читает стихотворение, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.
Физкультурник на дорожке
Тренирует свои ножки.
(Папъчики-ножки шагают по столу.)
Высоко их поднимает,
Бодро, весело шагает.
(Человечек остановился, развел руки
и тихонечко пошел по столу.)
Руки в стороны развел
И тихонечко пошел.
Руки вниз, затем вперед.
Прыгнул, сделал поворот.
(Руки -указательный палец и мизинец -
ребенок старается поднять вперед.)
Физкультурой заниматься
Любит маленький народ.
(Человечек снова шагает по столу.)
Пальчиковые игры с предметами
1.Упражнение «Горошина».
Цель: развивать ловкость, содружество движений и пере-ключаемость.
Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции:
а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;
б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;
в) катает горошину двумя пальцами (указательным и боль шим) под слова педагога:
Мы горошину в двух пальцах помнем,
О горошине зеленой мы споем.
г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:
Катись, горошина, за окошко
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай, горошина, детвору.
2. Упражнение «Лыжник».
Цель: упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.
Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горку и др.). Педагог дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
Ребенок, не отрывая пальцев от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом.
Маршрут можно задавать в стихотворной форме:
Мы на лыжах шли-шли
И до дерева дошли.
Дерево мы обошли
И дальше пошли.
Мы на лыжах шли-шли,
До сугроба мы дошли.
Мы сугроб обошли
И дальше пошли...
Примечание. Если ребенку на первых порах трудно выполнять упражнение для указательного пальца и мизинца, то замените мизинец на средний палец.
3. Упражнение «Вертушка» (с карандашом). Цель: развивать координацию движений.
Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным.
Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку.
Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5-2 см к грифелю (поднимает карандаш — ставит точку —»• пальцы скользят вниз и т. д.).
5. У п р а ж н е.н и е «Змейка».
Цель: развивать содружество движений и моторную ловкость.
Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами - щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.