Просмотр содержимого документа
«Игры-эстафеты, как одна из форм физического развития детей старшего дошкольного возраста.»
Игры-эстафеты, как одна из форм физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель МБДОУ №135
«Детский сад общеразвивающего вида»,
г. Кемерово
С.А. Абрамчук
Важной составной частью развития гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, выносливость, закаливание, ловкость и сила. Поэтому важнейшим направлением педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является физическое воспитание детей.
Для детей 5-7лет, старший дошкольный возраст, является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной), физическому и нервно-психическому развитию моторики.
Теория и практика физического воспитания убедительно доказывают, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые как раз и способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем совершенствованию деятельности центральной-нервной системы и этим укреплению здоровья и повышению работоспособности.
Все игры-эстафеты составляются из движений, выполнение их вполне доступно и интересно детям. Детям интересно, их увлекает разнообразие движений в одной игре: пробежать, подлезть, перелезть, пройти по скамейки, и т.д. Игры-эстафеты совершенствуют основные движения:
-ребенок овладевает новыми двигательными навыками,
- у него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой жизненной ситуации.
Незаменимы игры-эстафеты на свежем воздухе, при этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, а многократное повторение элементов игр-эстафет способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Игры-эстафеты способствуют развитию осознанной ориентации в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий.
Игры -эстафеты одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинение личных интересов интересам всей команды и тем, что от действия каждого игрока зависит победа всей команды.
В играх-эстафетах обязательно координируются действия и появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач:
-закрепление и совершенствование двигательных навыков,
-развитие умений ориентирования в пространстве,
-развитие физических качеств (выносливость, координация движений, быстрота реакции на сигнал, ловкость, быстрота) и др.
Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
В практике игры-эстафеты проводятся в конце основной части физкультурного занятиях вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках, в походах. В зависимости от задач подбираются упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяются способы организации и условия выполнения данных эстафеты.
К играм-эстафетам можно ставить следующие цели:
-цель общей и специальной разминки,
-улучшение эмоционального состояния детей,
-развитие определенных двигательных способностей,
-повторение и закрепление изученных упражнений,
-качественной проверки пройденного материала.
В играх-эстафетах преобладают следующие виды движений и сочетаний:
-бег с метанием,
-бег с сохранением равновесия на различных снарядах,
-бег с подлезанием под различные снаряды,
-бег с перелезанием через препятствия,
-бег с перепрыгиванием и спрыгиванием с препятствий,
-бег с переноской мячей, обручей и т.д.
-бег с ведением мяча одной рукой и забрасывание его в корзину,
-бег змейкой между предметами,
-передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.
На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выполнения движений, постепенно увеличивая скорость, усложненные варианты игр- эстафет можно предлагать после усвоением детьми основных правил.
Усложнение игр-эстафет можно проводить так:
-постепенно увеличить количество препятствий в игре,
-изменять последовательность выполнения заданий,
-изменять способы выполнения задания,
-введение дополнительных движений (повороты, хлопки…).
Игры эстафеты бывают трех групп: малой, средней и большой подвижности:
-игры- эстафеты малой подвижности, это игры- эстафеты со следующими движениями ( ходьба и бег с подлезанием,, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, влезанием и спрыгиванием.
-средней подвижности: в них увеличиваются количество препятствий до 8зд., используется мелкий и крупный инвентарь.
-большой подвижности: количество увеличивается до 10зд.
Дети в таких эстафетах пробегают 25-30м.
Игры-эстафеты различаются по трем видам:
-индивидуальные (личное первенство), такое соревнование дает возможность оценить качество выполнения движений каждым ребенком.
-командное первенство, такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.
-индивидуально-коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выигрывает та команда, в которой больше победителей».
Игры-эстафеты делятся на простые и сложные:
-простые эстафеты-включают одно или два несложные задания,
-сложные эстафеты-включают более двух заданий.
Строго регламентируемые эстафеты выполняются заранее утвержденным способом, а произвольные нет.
По характеру игры-эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.
-линейные-участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу.
-встречные-команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки.
-в круговых эстафетах игроки перемещаются по кругу или построены в круг, передают эстафету по цепочке в одну сторону или по кругу.
На выбор игр-эстафет влияет время года, нужно учитывать время в режиме дня, при этом учитывать предыдущую и последующую деятельность детей.
Зимой в игры- эстафеты необходимо включать игровые задания с лыжами, санками, со снежками. В летнее время проводятся игры малой и средней подвижности, исключающие опасность перегревания.
Игры-эстафеты проводятся через 25-30м.после приема пищи, но не перед игрой: эмоциональная и физическая нагрузка повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите и вызвать излишнее утомление.
При подборе игр-эстафет необходимо учитывать:
-педагогические задачи, которые будут в играх-эстафетах,
-форму занятия,
-состав команд по количеству участников, по возрасту и двигательным способностям, физической подготовленности детей,
-условия и место проведения игры-эстафеты,
- состояние участников игры.
Итак, главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр-эстафет, это-соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, их возможностям.