Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие речевого дыхания для детей 4-5 лет.»
Игры на развитие речевого дыхания
Снежинки
Дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку». Обратите внимание ребенка на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.
Ветерок
Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер». Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.
Бабочка
Вырежьте из бумаги бабочку и укрепите ее на нитке. Подуйте на игрушку и заставьте бабочку «порхать». Предложите ребенку заставить бабочку двигаться и напомните, как нужно дуть, чтобы бабочка порхала долго. Эту игру можно усложнить, укрепив на палочке несколько ниток с бабочками разного размера. Вместо бабочки можно вырезать из бумаги самолетик, ракету и др.
Огонек
Зажгите свечку и осторожно подуйте на нее так, чтобы пламя мерцало, но не затухало. Предложите ребенку сделать то же самое. Обратите внимание его внимание на то, что свечку не нужно задувать, т. е. ветерок должен быть не резким, а плавным и легким.
Понюхаем цветок
Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребенку сделать то же самое.
Погрей руки
Ребенок вместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Собачка дышит
Покажите ребенку, как дышит собака, когда ей жарко: высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребенку подышать так же.
Одуванчик
Сорвите отцветший одуванчик и подуйте на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок сделает это, подув на цветок 3-4 раза. Обратите его внимание на то, что щечки надо хорошенько надуть, а воздух не проглатывать и не выдыхать.
Пузырек
Дайте ребенку трубочку и предложите выдуть мыльный пузырь. Следите, чтобы мыльный раствор не попал в рот и глаза малыша. При отсутствии трубочки можно использовать соломинку, макаронину.
Буря на море
Дайте ребенку трубочку и предложите подуть в стаканчик с водой, но не слишком энергично. Обратите внимание ребенка на «бурю» и «волны».
Птички летят
Вырежьте из бумаги фигурки птичек и положите на стол у самого края на расстоянии 20-30 см друг от друга. Скажите малышу, что после ваших слов «Птички полетели» он должен подуть (на надувая щеки, на одном выдохе), чтобы птички «улетели» как можно дальше. Дуть несколько раз подряд нельзя.
Капитаны
Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребенок должен повторить и пригнать кораблик к определенному месту.
Игры на развитие силы голоса и темпа речи
Громко-тихо
Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны - игрушки, звук которых можно имитировать). Покажите ребенку двух собачек со словами: «Большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собачка?». Ребенок громко произносит: «Ав-ав!». «А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!». Ребенок тихо произносит: «Ав-ав!». Теперь уберите собачек и предложите ребенку сказать «ав-ав», когда покажете собачку, причем напомните, что лают собачки по-разному.
Позови
Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2-3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости. Продемонстрируйте: «Зайка, иди!». Ребенок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.
Кукла спит
Приготовьте куклу с закрывающими глазами, кровать для нее, мелкие игрушки (кубик, мячик), а также коробку для игрушек. Поставьте коробочку рядом с кроваткой спящей куклы и предложите ребенку помочь убрать игрушки так, чтобы не разбудить куклу. Ребенок тихо называет игрушку, которую вы кладете в коробку.
Кто как кричит
Приготовьте либо картинки, изображающие дерево, забор, птицу, птенца, кошку, котенка, либо такие же игрушки разных размеров. Расскажите малышу, как вы слышите голоса животных и птиц, и попросите ребенка имитировать голоса. «Птенчик сидит на дереве, пищит. Как он пищит?». Ребенок тоненько говорит: «Пи-пи-пи». «А вот прилетела мама-птичка и пищит». Ребенок повторяет не так тоненько: «Пи-пи-пи» и т. д., дифференцирует голоса персонажей, понижая и повышая голос, имитируя звуки громче и тише.
Дует ветер
Приготовьте 2 картинки: на одной ветер качает травку, на другой – раскачивает деревья. Показывайте малышу картинки со словами: «Дует легкий ветерок, колышет траву. Он дует тихо: «У-у-у» (произносите тихо и протяжно). А вот подул сильный ветер: «У-У-У» (громко и протяжно). Ребенок повторяет за вами, как гудит легкий и как сильный ветер, соблюдая ту же силу голоса.
Игры на формирование правильного звукопроизношения
Во дворе
Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т. п. Показывайте ребенку игрушку (картинку), сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т. д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д. Песенка
Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Расскажите ребенку историю про песенку:
Запела девочка песенку, Пела, пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! - Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок. - Ты спой, мурка! - Мяу-мяу, – спела кошка. - Твоя очередь, уточка! - Кря-кря-кря, – затянула утка. - А ты, мишка? - Рев-рев-рев, – зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой! - Квак-квак-квак, – проквакала лягушка. - А ты, кукла, что споешь? - Ма-ма, ма-ма! Складная песенка!
Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и четко произносите звукоподражание. Когда ребенок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.
Петушки и цыплята
Вы будете изображать петушка, а ребенок – курочку или цыпленка. Попросите малыша стучать пальцами об пол – «клевать зернышки». Вы включаетесь: «Где тут цыпленок?». Ребенок отвечает: «Тут, пи-пи-пи». «А где курочка?». Тут: «Ко-ко-ко».
Подбери игрушку
Подберите игрушки, называния которых начинаются с одного и того же звука (доступного ребенку). Накройте их тканью (если они мелкие, сложите в мешочек). Попросите малыша пощупать игрушку сквозь ткань и назвать ее. Следите за тем, чтобы малыш не только хорошо произносил нужные звуки, но и говорил громко и отчетливо. Главное упорство и все получится
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)"
["seo_title"] => string(126) "konsultatsiiapoinnovatsionnoidieiatielnostichistaiariechsrannieghovozrastakonsultatsiiadliaroditielieidietieirannieghovozrasta"
["file_id"] => string(6) "324419"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1462461795"
}
}