Просмотр содержимого документа
«Игровой тренинг для педагогов дошкольного учреждения «Слово – игра - развитие».»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ
«Слово-игра-развитие»
Подготовила
учитель-логопед
Гайдаржи Елена Фёдоровна
ДОНЕЦК 2020
Игровой тренинг «Слово – игра - развитие».
Цель тренинга: педагог, владеющий приемами работы по развитию у
воспитанников грамматически правильной речи в ходе дидактических игр.
Задачи тренинга:
рассмотреть методику проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.
проведение с педагогами дидактических игр по развитию речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. В процессе речевой игры у дошкольников развиваются не только речевые умения, но и психические процессы внимание, память, мышление, восприятие, воображение, а также социально-коммуникативные навыки.
Предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей определенного возраста. Задания по словоизменению и словообразованию направлены на развитие грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счете, развитию связной речи.
И педагоги, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки.
Проведение дидактических игр по развитию речи с педагогами. «Учимся находить отличия»
Цель. Упражнять в составлении распространённых предложений с предлогом а. Развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: картинки (овощи, фрукты, животные, ягоды, карточка с буквой А) Описание: педагог предлагает детям рассмотреть два овоща и рассказать, чем они отличаются друг от друга. Например: огурец зелёный, а помидор красный; огурец овальный, вытянутый, а помидор круглый; огурец покрыт толстой кожурой, а помидор тонкой кожей.
«Считалочки — бормоталочки»
Цель. Учить употреблять несклоняемые существительные. Формировать языковой анализ и синтез. Развивать слухоречевую память, концентрацию внимания.
Описание:
вариант.
Первый раз предложение произносится целиком. Во второй раз вместо последнего слова педагог хлопает в ладоши, а ребёнок договаривает слово. В третий раз педагог не договаривает слова и делает два хлопка, ребёнок договаривает два слова и т.д.
В нашем новом ателье шьют пальто для шимпанзе.
Засветилось вдруг табло, бил пенальти наш Пьеро.
Три весёлых какаду красили забор в саду.
Электричка шла в метро, спать пошла она в депо.
вариант.
Дети запоминают предложение. Первый раз предложение произносится ребенком целиком. Затем ребенок повторяет предложение, не договаривая последнее слово, а вместо этого делает хлопок в ладоши. Далее не договаривает два слова и делает два хлопка и т.д.
«Составь слово»
Цель. Упражнять в образовании сложных слов путём слияния основ слов. Развивать фонематический слух, языковое чутьё, внимание, логическое мышление, память. Расширять словарь существительных.
Оборудование. Карточки-схемы с корнями пять, три, черн, бел. Карточки-картинки подсказки.
Описание. Ребенку предлагаются карточки-схемы с общим словом корнем (картинка в центре) и маленькие картинки подсказки. Предлагается разложить картинки на карточки, образовав новое слово (пятикомнатный, пятиэтажный и т.п.).
Описание. Картинки разложены на столе в два ряда. Ребенку дается время рассмотреть и запомнить картинки. Он — «ослик». Педагог начинает читать стихотворение:
Глупый осёл в лавку пошел за мылом.
Далее ребёнку предлагается закрыть глаза. Педагог (2-ой игрок) переворачивает одну картинку изображением вниз. Ребенок открывает глаза, как только взрослый (2-ой игрок) продолжит читать стихотворение.
В лавку сходил, мыло забыл. Что же купил он?
Ребенок называет картинку, но не переворачивает ее. Далее «осликом» становится педагог (2-ой игрок). Но прежде, чем «отправиться в лавку», ему необходимо безошибочно перечислить все приобретённые товары. Игра продолжается. Если кто- то из игроков не сможет назвать картинки — игра останавливается.
Описание. Педагог с помощью секундомера проверяет, кто из детей быстрее сложит из картинок, а затем разберёт кучу-малу.
Куча-мала:
На полу - пила, На пиле - метла, На метле - юла, На юле — стрела, На стреле — игла, На игле — пчела. Пчела - на игле, Игла — на стреле, Стрела — на юле, Юла — на метле, Метла — на пиле, Пила — на полу.
Если произнося текст языколомки, игрок допускает ошибки, в игру вступает следующий участник.
Во втором туре дети «складывают» и «разбирают» кучу-малу без картинок, по
памяти.
«Я шел, шел...»
Цель. Упражнять в согласовании слов в роде, числе, падеже. Развивать воображение, память, мышление.
Оборудование: картинки 25-30 штук.
Описание. На столе П-образно раскладываются картинки. Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшее, на нём число и передвигает свою фишку на соответствующее количество картинок, чётко произнося название каждой из них. Если фишка останавливается, предположим, на картинке «шишка», игрок говорит:
Шёл я, шёл и шишку нашёл.
Далее ребёнок составляет предложение с найденным словом, объясняя, что он будет делать с этим предметом например: «Подарю шишку белочке». Затем в игру вступает следующий игрок. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша. По окончании игры каждый участник вспоминает и называет всё, что он находил за время прохождения маршрута.
Регулярное проведение игр и упражнений по развитию речи помогает детям усваивать грамматические нормы языка. В дошкольный период жизни ребенка очень важно обращать внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения может привести к нарушениям чтения и письма.