Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи»
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
М. В. Турович
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №13», г. Ульяновск
Сегодня у многих детей старшего дошкольного возраста наблюдаются речевые нарушения, при которых достаточно грубо нарушено произношение звуков. Для преодоления нарушений звукопроизношения важным является отбор методов и приемов коррекционной работы, которые отвечают психофизиологическим особенностям детей. Наиболее эффективный прием логопедической работы с дошкольниками – это игры.
Использование игровых приемов позволяет повысить мотивацию детей к логопедическим занятия, сформировать необходимые достаточно сложные умения и навыки в непринужденной обстановке. Также они препятствуют утомлению, позволяют на протяжении всего занятия удерживать внимание и поддерживать интерес детей [2].
В процессе коррекции звукопроизношения используются различные варианты и виды игр. Охарактеризуем некоторые из них, которые мы применяли на практике. Данные игры были взяты из методических пособий З.Е. Агранович [1], С.В. Ихсановой [2], И.В. Корнеевой [3], Е.А. Пожиленко [4], и модифицированы нами в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Для отработки артикуляционных укладов мы использовали игры с использованием логокуба, на гранях которого были приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений. Как вариант – игра-путешествие: ребенок делал ходы с помощью фишки и передвигался по намеченным дорожкам, на пути ему встречались различные картинки с артикуляционными упражнениями, которые он должен выполнить.
Для автоматизации изолированного произношения звуков мы использовали следующие игровые упражнения: «Лабиринт» (ребенок ведет пальцем и помогает, например, жуку добраться до цветка, произнося при этом отрабатываемый звук); «Звуковые дорожки» (различные дорожки, «кочки», нарисованные на бумаге, а можно выложить на полу следы, цветные геометрические фигуры, веревочку); «Превращалки» (детям предлагается поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, когда на них дует ветер: шшш).
При автоматизации звукав слогах использовались следующие игры: «Лесенка» (шагать по ступенькам, передвигая фишку или маленькую игрушку, произнося слоги с повышением и понижением голоса); «Гусеница» (приклеивать кружочки, произнося слоги); «Игра на пианино» (используется нарисованное пианино. Ребенок по очереди нажимает пальцем на клавишу и произносит слоги); «Пальчики здороваются» (соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги. Можно на каждый палец надеть цветные колпачки, пальчики становятся «живыми», «говорящими»).
Автоматизируя звук в словах использовались следующие игры: «Рыбалка» (в аквариуме находятся «рыбки», на которых прикреплены картинки с заданным звуком (на картинках металлическая скрепка). С помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем «рыбку» и проговариваем слова); «Телевизор» (из бумаги делается окошко, через которое пропускается полоска бумаги с картинками на заданный звук. Ребенок четко проговаривает каждое слово); «Размести пассажиров» (Детям нужно разместить в грузовики только тех животных (или любые другие герои, картинки), в названии которых есть заданный звук); «Вертушка» (картинки с автоматизируемым звуком раскладываются по кругу. Ребенок крутит вертушку, произнося изолированный звук, пока вертушка крутится. Когда вертушка останавливается, показывая стрелкой на картинку, ребенок называет выпавшую картинку. «Построй домик» (Ребенку нужно построить дом из кирпичей, на которых находятся картинки с закрепляемым звуком); «Часы» (из бумаги изготавливаются часы, вместо цифр – картинки с нужным звуком. Ребенок крутит стрелку и останавливается на каждой картинке, четко проговаривая слово).
При автоматизации звука в предложениях использовались такие игры: «Кто с кем дружит» (на автоматизацию звука Р. На столе два мешочка, из которых по очереди ребенок достает игрушки и говорит, например, с кем дружит Буратино. «Буратино дружит с королем / кроликом / кротом / коровой»); «Чего не стало» (картинки подбираются с учетом закрепляемого звука). Ребенок рассматривает картинки, четко проговаривает, запоминает их. Далее ребенок закрывает глаза, а логопед убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не стало». Ребенок должен ответить полным предложением. В эту игру дети могут играть друг с другом.
Наблюдения за поведением детей на занятиях с использованием этих игр показало, что они были более активны, меньше утомлялись, быстрее и правильнее выполняли трудные задания.
Список литературы
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПБ.: Детство-Пресс. 2004. 147 с.
Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: звуковые превращения. Ростов н/Д: Феникс. 2016. 186 с.
Корнеева И. В. Логопедические игры для детей. Ростов н/Д: Феникс. 2015. 95 с.
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПБ.: Каро. 2006. 272 с.