Просмотр содержимого документа
«Игровые занятия с детьми раннего возраста»
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯСДЕТЬМИРАННЕГОВОЗРАСТА
«Этот мальчик маму слушал»
Цель: в веселой игре развивать мелкую моторику. Ход занятия. Занятие проводится с одним ребенком. Воспитатель, следуя тексту потешки, загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает малыша к подражанию. ТЕКСТ ПОТЕШКИ Этот пальчик маму слушал. Этот пальчик кашу кушал. Этот пальчик спрятался. И этот пальчик спрятался. А мизинчик их нашел И постучал: тук-тук-тук! Все пальчики побежали. В ладоши захлопали, заплясали.
«Заводные игрушки» Цель: повысить эмоциональный тонус детей. Ход занятия. Воспитатель собирает детей вокруг себя или усаживает на коврик и говорит, что сейчас им что-то покажет. Заводит и пускает любую заводную игрушку. Это веселит малышей, вызывает смех и радостные возгласы.
«Пальчики пляшут»
Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев. Ход занятия. Проводится с группой детей (3-4 ребенка), сидящих перед воспитателем. Взрослый предлагает детям показать свои ручки: «Поднимите ручки, пальчиками подвигайте, в кулачок спрячьте». ТЕКСТ ПОТЕШКИ Пальчики у нас попляшут - Вот они, вот они. В кулачки мы пальцы спрячем - В кулачки, в кулачки.
«Оля и Коля»
(кукольный театр) Цель: доставить детям радость, развивать их внимание. Материал: для показа берутся две куклы-петрушки (девочка и мальчик), мячик на резинке. Между двумя стульями протягивается простынка, или вместо нее можно использовать простую ширму. Малыши посажены так, чтобы им было все хорошо видно. Один взрослый за ширмой, другой - с детьми. Ход занятия. Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам сейчас придет. Девочка пришла. Девочка. Здравствуйте, детки, меня зовут Оля. Посмотрите, какое у меня красивое платье! Воспитатель. Здравствуй, Оля! Дети, скажите: «Здравствуй, Оля!» (Малышиповторяют.) Девочка. А ко мне сейчас придет мой братик Коля. Мы с ним будем играть в мяч. Коля, Коля, иди скорее! Детки, позовите Колю. Покричите: «Коля, Коля!» (Детикричат.) Мальчик. Я тут. Здравствуйте! Посмотрите, какой у меня красивый мяч! Воспитатель. Дети, поздоровайтесь с Колей, скажите: «Здравствуй, Коля!» (Малышиповторяют.) Девочка.Коля,бросаймнемяч(перебрасываютмяч,приговаривая:«Бросай»,«Лови»). Воспитатель. Оля и Коля, мы тоже хотим играть в мяч. Бросьте-ка нам мячики! (Куклыбросаютдетяммячи,ребятаначинаютиграть,куклыисчезают.) Примечание: такие маленькие спектакли кукольного театра с одним-двумя персонажами может ставить воспитатель сам.
«Нам тетя Таня прислала пакет»
Цель: учить детей узнавать и называть различные игрушки, поддерживать у малышей бодрое и радостное настроение. Материал: корзинка, в которой находятся игрушки, аккуратно разложенные в пакеты. Ход занятия. Дети сидят на стульях. Раздается стук в дверь. Воспитатель спрашивает: «Кто там?» Стук повторяется. Воспитатель предлагает детям повторить вопрос. Дети спрашивают: «Кто там?» - и дверь открывается. Няня вносит корзинку с пакетами. «Вот, ребятки, посмотрите, что вам прислала тетя Таня», - воспитатель садится лицом к детям, вынимает пакет и говорит: «Это пакет. А что в пакете? Аи, какая кукла! А что надето на ней?» (Веселорассматриваеткуклу.) Это тетя Таня принесла. Смотрите, кукла села на стул. Ну, сиди, сиди! А это что? (Раздает детям пакеты, вынимая игрушки, называя их и рассматривая, вовлекает детей в разговор.) Все пакеты розданы, дети играют с игрушками, пляшут с ними, повторяя движения воспитателя. ТЕКСТ ПОТЕШКИ. Попляши-ка, попляши! Твои ножки хороши! Вот так,вот сяк, И вот этак,и вот так! Вот как ножки хороши! Ты пляши, пляши, пляши!
«Артист из платка»
Цель: доставить радость детям, вызвать улыбку, смех; активизировать игру малышей, развивать подражательные движения. Ход занятия. «Артист» делается из носового платка или квадратного кусочка материи. Три конца ткани связываются в узелки. Один узелок - голова, другие - руки. В эти три узелка вставляются большой, указательный и средний пальцы, и клоун оживает: он пляшет и поет, хлопает ручками, как настоящий артист.
КЛОУН Я плясун, я певун, Я веселый говорун! Стану на дорожке, Хлопну я в ладошки, Топну каблучками, Потанцую с вами! Воспитатель предлагает детям тоже поплясать, как пляшет клоун. Наших кукол мы возьмем, С куклами плясать пойдем. Мы за ручки кукол взяли, С ними вместе поплясали. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Пляшет куколка моя.
«Потешка «Баю-бай»
Цель: учить детей улавливать ритмичность речи, доставить им радость, дать возможность поиграть с большой куклой. Ход занятия. Воспитатель показывает детям собачку и большую куклу Лялю. Предлагает детям подержать игрушки в руках, погладить собачку, покачать куклу, погладить хвостик, лапки, ушки собачки, показать, как она лает. Укладывает куклу спать. Собачка лает. Кукла просыпается. Воспитатель берет куклу на руки, покачивает ритмично, не спеша читает, обращаясь к собачке: Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Лялю не буди. Чтение повторяется 2-3 раза. Воспитатель побуждает детей покачивать куклу, повторяя слова: «баю-бай», «собачка», «не лай». Если малыши не сумеют повторить, настаивать не следует.
«Наш любимый Мишка»
Цель: повысить эмоциональный тонус детей, доставить им радость, активизировать речь. Ход занятия. Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришел Мишка. Взяв Мишку на руки, показывает детям игрушку, и они любуются ею вместе. Мишка машет лапой, так здороваясь с детьми. Малыши отвечают: «Здравствуй, Мишка!» Затем воспитатель спрашивает детей: «Кто любит Мишку?» (Следуютответыдетей.) «Кто хочет погладить Мишку?» ЖелающиегладятМишку. Воспитатель спрашивает: «Мишка, а ты любишь деток?» Мишка рычит и утвердительно кивает головой. «Ты их погладишь?» Мишка гладит детей по головкам. «Мишка, а ты догонишь деток?» Мишка снова рычит и. кивает головой. Дети разбегаются. Воспитатель с игрушкой в руках делает вид, что не может их поймать. Печальный Мишка отходит в сторону, садится и плачет. Воспитатель - детям: «Слышите, ребята, Мишка плачет, пожалейте его». Дети подходят к Мишке и говорят: «Не плачь, мы здесь». Воспитатель. Ну вот, Мишенька, ты уже перестал плакать. Теперь скажи нам, как ты хочешь играть с детками? Мишка отвечает что-то непонятное на ухо воспитателю, который комически отмахивается от него (все это повторяется несколько раз). Наконец воспитатель говорит, что Мишка хочет плясать. Воспитатель. Ну, попляши, а мы тебе в ладоши похлопаем. Взрослый поет, дети хлопают в ладоши. Мишка «пляшет». Вот как толстый Мишка пляшет, Он ребяткам лапкой машет. Долго Мишенька плясал, Поскользнулся и упал. (Мишкападаетнапол,кто-нибудьиздетейподнимаетегоиотдаетвоспитателю.) Воспитатель (Мишке). Ай-ай-ай, Мишка, ты не умеешь плясать, падаешь, а наши детки хорошо пляшут и совсем не падают. Дети пляшут. Мишка в руках воспитателя пляшет и хлопает в ладоши. Театр пяти пальчиков «Курочка-хохлатка» и подвижная игра «Курочка-хохлатка»
Цель: доставить детям радость, расширить их кругозор, активизировать речь. Материал: персонажи театра пяти пальчиков, перчатки, атрибуты к игре «Курочка-хохлатка». Ход занятия. Воспитатель предлагает детям сесть рядом, достает из коробки персонажей театра и говорит: «Вот курочка-хохлатка вышла погулять на травку и позвала своих деток: Ко-ко ко! Прибежали цыплятки. Посмотрите, какие они желтые и пушистые». Воспитатель проговаривает текст, одновременно показывая действия персонажей. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко. Приближая курочку к кошке, воспитатель говорит: А на скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка, Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. Кошка мяукает и бежит за цыплятками, а они убегают к маме-курочке. Курочка защищает цыпляток, говоря: «Не отдам тебе своих цыпляток». Воспитатель беседует с ребятами: Дети, как курочка звала к себе цыплят? (Ко-ко-ко!) А как цыплята пищали? (Пи-пи-пи). Как кошка мяукала? (Мяу-мяу!) (Детиотвечаютнавопросызвукоподражанием.) - Понравился вам рассказ про курочку с цыплятами? Выслушав, скорее всего, положительный ответ, приглашает детей поиграть в «Курочку-хохлатку». - Я буду мама-курочка, вы - цыплятки, а Ира - кошечка. Игра проходит под произносимый воспитателем текст инсценировки. Действия детей - подражание воспитателю.
«Матрешка, где ты?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу. Материал: деревянная составная матрешка. (Можно постепенно усложнять игру, включив вторую матрешку-вкладыш.) Ход занятия. Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя. Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (Долгонабеседенестоитзадерживаться.) Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом: Хожу, брожу, матрешку держу, Разберу пополам, деткам в ручку дам. Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет: Ты тихонечко сиди, ничего не говори, Да и сам не смотри, только в ручке держи. Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!» Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.