Просмотр содержимого документа
«Игры для развития слуховой памяти»
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Слуховая память помогает человеку запоминать и воспроизводить последовательности звуков. Если вы рассказываете аудиалу историю — в его голове сложится настоящий фильм, который он сможет легко пересказать. В школе на уроках аудиал легко запоминает информацию и пересказывает ее, не заглядывая в учебники или тетрадь. В школе слуховая память бывает незаменимым другом ребенка и помогает писать изложения, сочинения, диктанты, запоминать важные даты. Людей обладающих 100% слуховой памятью не так много, всего лишь 5-7%. Невозможно искусственно сделать из себя аудиала, но развивать навыки слуховой памяти по силам каждому.
Как понять, насколько развита слуховая память? Вы можете самостоятельно провести один из самых распространённых тестов на слуховую память — «Запоминание 10 слов» по А.Л.Лурия. Тест подходит детям от 5 лет. Суть тестирования: предложите ребенку прослушать 10 слов, несвязанных друг с другом по смыслу. Слова должны быть несложные и знакомые ребенку, например - стол, кошка, дерево и т.д. После этого задача ребенка произнести те слова, которые он запомнил. Процесс повторяется 3 раза, и 4-й раз через 10-15 минут. По нормам, в первый раз ребенок должен повторить 4-6 слов. На 2 и 3 повторе ребенок должен говорить минимум на 1 слово больше, чем в попытку перед этим. Второй и третий повторы показывают скорость запоминания и усидчивости ребенка. Четвертый повтор можно провести спустя 10 минут — он показывает уровень развития долговременной памяти. В норме ребенок повторит на 2 слова больше или меньше от своего наилучшего результата. Взрослый человек в норме запоминает 7-9 слов. Для ребенка нормой считается количество слов равное его возрасту плюс/минус один. Значит для детей 5-6 лет показатель нормы — 4-6 слов; для 6-7 лет — 5-7 слов; от 8 лет и старше 7 и более слов.
Игры на развитие слуховой памяти. При работе над улучшением слуховой памяти ребенку необходима помощь взрослых. Занятия в форме игры помогают избежать стресса и достичь лучшего результата.
1. Игра «10 пар». Суть игры в том, что взрослый придумывает 10 пар слов, связанных по смыслу, читает их ребенку с выражением и не торопясь. После прочтения родитель произносит первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать к нему пару. Пример игры: кошка — хвост, шапка — шарф, снег — морозы, медведь — берлога, нитка — иголка, стол — стул, тетрадь — карандаш, книга — закладка, кресло — диван, руль — машина. Игра тренирует слуховую память и улучшает внимательность ребенка.
2. Игра «Запомни и продолжи». Игра не только улучшает слуховую память, но и увеличивает ее объем. Суть игры: взрослый начинает предложение, ребенок его повторяет и добавляет свою деталь. В зависимости от количества участников игра имеет 2 варианта. Вариант 1. Если с вами много детей: Взрослый говорит, например, «Я сегодня шел по лесу и увидел...», ребенок «Я сегодня шел по лесу и увидел маленький гриб...», третий игрок повторяет и добавляет свое. Игрок, который допускает ошибку — выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним. Вариант 2. Если игроков мало: принцип игры остается тот же, но в историю с каждым ходом добавляется не одно — два слова, а много слов и деталей. Например: «Мальчик поехал к бабушке в деревню...», второй игрок повторяет и добавляет «там он много плавал и ходил в лес». Игра продолжается до первого сбившегося игрока. Кто сбился — тот и проиграл. Игра стимулирует слуховую память, воображение и улучшает концентрацию.
3. Игра «Слушай и рисуй». Игра комплексно развивает слуховую память, воображение и мелкую моторику рук. Взрослый читает стишок или маленькую сказку ребенку. Важно читать медленно и с интонацией. Задача малыша нарисовать на бумаге те образы из произведения, которые ему запомнились ярче других. В дальнейшем, ребенок может пересказывать сказку по рисункам. Берите любимых детских авторов: Агния Барто, Самуил Маршак, Владимир Сутеев.
4. Игра «Что это было». Для этой игры вам понадобятся записи природных явлений, бытовых звуков, музыкальных инструментов — любых необычных звучаний. Подходите к делу с фантазией. Включайте ребенку запись и предложите угадать, что именно он слышит. Когда ребенок отгадает, можно попросить повторить звук. Выбирайте необычные звуки: звук моря, шум троллейбуса, треск огня, хруст ломающихся палок под ногами в лесу — чем необычнее звук, тем интереснее угадать и пытаться повторить. Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю. Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью.