Просмотр содержимого документа
«"Игры, формирующие грамматический строй речи у детей 5-6 лет"»
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет
В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
«Скажи наоборот»
Цель:
усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар... (шары)
комар... (комары)
гриб... (грибы)
шкаф... (шкафы)
стол... (столы)
мяч... (мячи)
сапог... (сапоги)
петух... (петухи)
паук... (пауки)
пирог... (пироги)
дом... (дома)
глаз... (глаза)
лес... (леса)
окно... (окна)
ведро... (ведра)
корова... (коровы)
роза... (розы)
пила... (пилы)
лимон... (лимоны)
слива... (сливы)
тетрадь... (тетради)
книга... (книги)
кубик... (кубики)
ложка... (ложки)
мышка... (мышки)
«Чего много?
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
стул — много стульев:
дерево — много деревьев;
перо — много перьев;
колесо — много колес;
тетрадь — много тетрадей.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель : упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.
Примерный речевой материал:
лес — лесок;
голос — голосок;
петух — петушок;
старик — старичок;
друг — дружок;
снег — снежок;
бок — бочок;
круг — кружок;
береза — березка;
шуба — шубка;
лошадь — лошадка;
корова — коровка;
капля — капелька;
рука — ручка;
нога — ножка;
береза — березонька;
ночь — ноченька;
дочь — доченька;
Оля — Оленька;
рука — рученька;
нога — ноженька;
подруга — подруженька;
лиса — лисичка;
вода — водичка;
сестра — сестричка;
голова — головушка;
зима — зимушка;
зерно — зернышко;
перо — перышко;
крыло — крылышко;
гнездо — гнездышко;
бревно — бревнышко;
солнце — солнышко;
вода — водица;
каша — кашица;
кожа — кожица;
масло — маслице;
кресло — креслице;
платье — платьице;
письмо — письмецо;
пальто — пальтецо.
«Цепочка».
Цель : упражнение в образовании новых слов по образцу.
Образец ответа: человек — человечек — человечище.
Примерный речевой материал:
кулак — ... — ...
нога — ... — ...
волос — ... — ...
плечи — ... — ...
нос — ... — ...
рука — ... — ...
клюв — ... — ...
усы — ... — ....
«Скажи правильно».
Цель: упражнение в подборе глаголов.
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры.
Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола.
Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост.
«Ждем гостей».
Цель: упражнение детей в словообразовании.
Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.
Примерный речевой материал:
посуда для супа — ...
посуда для хлеба — ...
посуда для соуса — ...
посуда для сливок — ...
посуда для масла — ...
посуда для конфет — ...
посуда для молока — ...
посуда для сухарей — ...
«Подумай и назови».
Цель: -упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа:Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ...
Если человеку сопутствует удача, то человек ...
Если у человека талант, то человек ...
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ...
Если у человека есть здоровье, то человек ...
Игры для развития лексико-грамматического строя речи.
«Из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё? »
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает? »
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Найди точное слово»
Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.
Лексический материал:
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —.
Одна гора —.
Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».
Лексический материал:
казак
урожай
колосок
река
порт
парк
вокзал
дом
магазин
житель
горожанин
Игра «Кто больше!»
Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.
Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}