Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития зрительно пространственного восприятия»
Игры и упражнения для развития зрительно - пространственных представлений.
При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:
1. Что изменилось?
Ведущий раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать как было первоначально.
2. Чего не стало ?
Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.
3. Что добавилось?
Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.
4. Сделай, как было
Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.
5. Штриховка
Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.
6. Художники
Разукрасить рисунки, обвести по контуру.
7. Скульпторы
Лепка из пластилина, глины.
8. Мозаика
Выложить из мозаики заданную фигуру.
9. Кто быстрей
Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.
10. Конкурс внимательных и находчивых
а) Устное описание характерных отличительных признаков двух букв («Р» и «П», «X» и «Ж»).
б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.
в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).
г) Найти недостающий элемент буквы.
д) Угадывание букв в разных положениях.
е) Чтение по горизонтали и вертикали.
ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)
з) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)
и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.
к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.
л) Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).
Ряд упражнений по формированию пространственных представлений.
Очень важно, чтобы задания ученикам предъявлялись в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».
Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела.
Упражнение 1.
Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.
Упражнение 2.
Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.
Упражнение 3.
Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Ребятам предложить подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.
Затем школьникам можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Можно включать упражнения типа:
Нарисовать отражение домов.
Дорисовать правое ухо.
Дорисовать левое ухо.
Дорисовать левую бровь и правый глаз.
Соедини стрелками пару перчаток.
Представить своё отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись, для этого лицом друг к другу).
Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.
Очень важно логопеду совместно с учениками сделать вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.
Ряд упражнений по формированию ориентировки в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже имеющихся у школьников представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.
Упражение:
Упражнение направлено на формирование у школьника умения, определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.
Вначале даю задания определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребёнка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д. Затем предлагаю поочерёдно выполнять действия: положи книгу справа или слева от себя; вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.
Аналогично проводится работа по определению пространственного расположения нескольких предметов. Примерные задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д. Далее проводится работа по уточнению пространственных взаимоотношений.
Упражнения:
Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.
Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один ученик из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем поменять ролями.
Выполнение зрительных диктантов:
а) дать рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность, после чего образец закрыть;
в) выложить этот ряд по памяти из раздаточного материала;
г) после повторной демонстрации образца, поверяется правильность выполнения задания.
Упражнение
Цель
Усвоить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
Демонстрируется последовательный цифровой ряд
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении?
Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить по величине.