Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Первый этап. Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
«Найди картинки»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать степени громкости звука, реагировать на изменение порога чувствительности, развивать навыки составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Оборудование: бубен, серия сюжетных картинок (из 3-4 частей).
Ход игры: Педагог предлагает ребенку найти спрятанную картинку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (бубна). Количество участников должно соответствовать количеству картинок одной сюжетной серии. После того, как все сюжетные картинки будут найдены, дети выкладывают их в логически – временной последовательности и составляют рассказ по серии сюжетных картинок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста»
Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Первый этап. Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
«Найди картинки»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать степени громкости звука, реагировать на изменение порога чувствительности, развивать навыки составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Оборудование: бубен, серия сюжетных картинок (из 3-4 частей).
Ход игры: Педагог предлагает ребенку найти спрятанную картинку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (бубна). Количество участников должно соответствовать количеству картинок одной сюжетной серии. После того, как все сюжетные картинки будут найдены, дети выкладывают их в логически – временной последовательности и составляют рассказ по серии сюжетных картинок.
«Копилочки – шумелочки» (2 вариант игры).
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей на материале неречевых звуков, развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: коробочки с отверстиями разной формы: овальной – для фасоли, круглой – для шариков, прямоугольной – для монет, треугольной – для риса; фасоль, шарики, монеты, рис. Коробочки с отверстиями парные.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть предметы на блюдцах: фасоль, шарики, рис, монеты и коробочки с отверстиями. Ребята по форме отверстий определяют, в какую из коробочек будут помещать предметы. И начинают заполнять копилочки рабочим материалом, участвуют большой и указательный палец руки. Для усложнения задачи, материал в копилку помещают пальцами другой руки. Ребёнку предлагают потрясти каждую из копилочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие копилочки.
Определение длительности неречевых звуков осуществляется в играх, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.
Ход игры: Детям раздают листочки и пластилин. Педагог загадывает загадку:
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ... (Солнце)
Педагог: «Ребята, какой формы солнышко? А по цвету оно какое может быть?». Дети отвечают на вопросы, педагог поясняет, что солнышко может быть и красным, и жёлтым, и белым. Дети при помощи пластилина рисуют круг солнышка, размазывают пальчиком пластилин. Взрослый предлагает слепить из пластилина 8 маленьких шариков и разместить их по контуру круга солнышка. Педагог объясняет ребятам, что эти маленькие шарики будут превращать в длинные и короткие лучики. Взрослый металлофоном издаёт длинные и короткие звучания, а дети размазывают пластилиновый шарик, рисуя пальчиком лучик по длительности звука (длинный лучик – длинный звук, короткий лучик – короткий звук). Начинают выполнять задание с самого верха и далее по часовой стрелке. Задание проверяется. А потом, дети сами могут по своему рисунку играть длинные и короткие звуки.
«Кто живёт в нашем хлеву?»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать высокие и низкие звуки.
Оборудование: предметные картинки домашних животных и их детёнышей (корова, коза, овца, лошадь и их детёныши).
Ход игры: На панно картинки домашних животных и их детёнышей. Педагог высоким и низким голосом произносит звукоподражания животных, а дети отгадывают, кто так сказал. Взрослое животное – высокий звук, детёныш – низкий звук.
«Поезд»
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей, учить детей определять количество повторяющихся одинаковых звучаний.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Поезд». Взрослый включает магнитофонную запись любой детской песенки. Дети вслед за взрослым становятся друг за другом, изображая поезд (взрослый – первый вагон). Поезд едет по кругу, дети говорят «чух-чух-чух», а педагог за время поездки произносит «Туууу!» от 2 до 4 раз (с некоторым интервалом). Дети должны посчитать, сколько раз произнесено «Тууу!».
«Зайка - музыкант»
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей, учить детей определять количество неречевых звуков и звучащих предметом.
Ход игры: В гости к детям приходит Зайка. Зайка – музыкант. Он предлагает ребятам поиграть. Ребята должны посчитать, сколько раз за своё выступление Зайка хлопнул в ладоши, топнул ножкой и на скольких музыкальных инструментов играл, перечислить эти инструменты. Зрительное восприятие Зайки и звучащих предметов исключается.
«Тише, мишку не будите!»
Цель: развивать слуховое внимание детей, формировать умение определять направление звука.
Оборудование: шарфик для завязывания глаз.
Ход игры: Посередине кабинета становится ребенок, ему завязывают глаза. Он – мишка. Дети идут по кругу и говорят: «Тише, мишку не будите, мишка спит и нас не слышит. К мишке ближе подойдём, мишке мёда поднесём». Дети останавливаются. Педагог: «Кто принёс мёд?». Один из детей (по знаку логопеда) звонко хлопает в ладоши. Мишка снимает шарфик, отгадывает, кто из детей принёс мёд.
Второй этап. Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
«Вспомним разные слова»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
«Что звучит вокруг нас?»
Цель:продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Оборудование.Предметы, находящиеся в групповой комнате.
Ход игры.Взрослый собирает детей и говорит:
«Вы уже знаете, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки. Вслушайтесь в слова: з-зо-он-нт, ж-жу-ук. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны звуки. Теперь сами произнесите эти слова так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Много слов спрятано вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат. Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово чашка. Послушайте, как оно звучит: ча-аш-шк-ка-а.»
Взрослый обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки. Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку.
В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми.
«Найди похожие слова»
Цель: находить слова, сходные по звучанию.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Вариант 1.Взрослый дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:
Танки – санки Улитка - калитка
Кепка – бублик Антенна - лимон
Утка – будка Телефон - медведь
Гном – ком Лампа - лапа
Паук – индюк Валенки – ботинки
Вариант 2.
Взрослый дает задание: «Найди похожие по звучанию слова и повтори пары 5-6 раз». Предлагаются картинки:
Цель: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.
Ход игры. Взрослый дает задание: «Дополни ряд слов похожим по звучанию словом». Предлагаются ряды слов:
Планки – танки – банки – …
Отметка – котлетка – монетка – …
Моток – гудок – кусок – …
Диван – баян – капкан – …
Ком – сом – лом – …
Беседка – соседка – банкетка – …
Поток – каток – совок – …
Третий этап. Игры на дифференциацию слогов.
«Хлопни в ладоши»
Цель: учить различать слоги на слух.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук «с» в слогах: са, су, зу, шу, ца, за, со и т.д. Чистоговорки на разные звуки
Цель: учить различать слоги на слух.
Ход игры.
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
И так далее с другими звуками.
«Бусы».
Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).
Ход игры. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что благодаря им бусы получились длинными.
Четвертый этап. Игры на дифференциацию фонем.
«Хлопни в ладоши»
Цель: дифференциация гласных звуков изолированно.
Ходигры. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только на определенный звук (например, на звук «а»: а, и, о, и, у)
Аналогично игра проводится и с другими звуками.
«Какое слово лишнее?»
Цель: дифференциация гласных звуков в словах.
Ход игры. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):
Аня, август, осень, апельсин.
Оля, овощи, уши, окна.
Ира, ива, Инна, утка.
Усики, утка, осень, ушки.
«Выбери картинки»
Цель: дифференциация гласных звуков в словах.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук «а»). «Кто звенит, а кто свистит?»
Ход игры. Взрослый рассказывает: «Когда кипит чайник, он свистит так: с-с-с-с. (Показывает картинку). Когда пищит комар, он делает так: з-з-з-з. (Показывает картинку).» Воспитатель поочередно показывает картинки, а дети произносят соответствующий звук. «Волшебный мешочек»
Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.
Оборудование: " волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
«Помоги зайчику перейти через речку»
Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.
Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.
Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».
Пятый этап. Игры на развитии элементарного звукового анализа.
«Какое слово задумано?»
Цель: показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется воспитатель. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Воспитатель показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук. Дети должны поправлять воспитателя. «Какой звук потерялся?»
Цель: показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворный текст, в некоторых словах не проговаривая первый звук. Дети слушают и находят слова, произнесенные неверно, произносят их правильно и называю звук, который был пропущен. Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель может не проговаривать звук уже в двух-трех словах. Дети должны восстановить пропущенные звуки. «Что же здесь не так?»
Цель: показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.
Ход игры. Взрослый читает детям письмо Петрушки: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово – …орова. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? (Звука «к», который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уки, …рыша, …ерево, …абор.
Молодцы! Все слова узнали правильно!
«Определи первый звук в слове»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Оборудование. Карточки, на каждой из которых 4-6 предметных картинки, кружки.
Ход игры. Взрослый раздает карточки детям. Затем спрашивает, у кого на карточке есть предмет, начинающийся со звука «а».тот из детей, кто назовет нужный предмет со своей карточки, получает кружок, которым накрывает названную картинку. Взрослый продолжает задавать вопросы. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, взрослый предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается это слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. «Молчанка»
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).
Оборудование. Игрушки и предметы, находящиеся в комнате, индивидуальные звуковые линейки.
Ход игры. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и поискать короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с короткими названиями. Найдя его, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линейках проверяют, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинными названиями.
Шестой этап. Игры на рифмование слогов со словами, простых текстов.
«Закончи предложение» Цель: подбирать рифмующиеся слова в стихотворном тексте. Ход игры. Взрослый: Незнайка когда-то знал много стихов, но стал однажды их вспоминать и понял, что некоторые слова забыл. Давайте поможем Незнайке, подскажем слова! Если ты захочешь спать В спальне ждет тебя …… Чтобы ноги отдохнули Посиди-ка ты на …… Свитер, кофту, красный шарф Сложим аккуратно в …. Как приятно нашей Тане Повалятся на ….. Села дедушке на ухо Надоедливая ……