Просмотр содержимого документа
«Игры по художественно-творческому развитию детей (старший дошкольный возраст)»
«ПОДБЕРИ СЛОВО» Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине Материал: репродукция какой-либо картины. Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова.
Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор. Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» Звучная – звонкая – тихая Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.
Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов. Просторная – тесная Тесная. Здесь изображено так много предметов.
Конечно, им тесно. Радостная – унылая Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше. Лёгкая – тяжёлая Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?
«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И
ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ» Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме. Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме. Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)» Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин. Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону. 2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ... (пейзаж)
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это ... (натюрморт)
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ... (портрет).
«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ» Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный,
с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.) Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы,
муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных
предметов, используя для фона различные ткани.
«НАЙДИ ОШИБКУ» Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки. Материал: репродукции картины. Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка. Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению. Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова: «Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов),
вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость.
Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
«ЖИВАЯ КАРТИНА» Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами. Материал: репродукция картины. Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами. Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют
чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«ЧАСТИ СУТОК» Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток. Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток. Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток. Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать
свой выбор коротким описательным рассказом, подчеркнуть значение цвета в произведении. Можно использовать в игре художественные тексты
о частях суток:
Утро. Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу.
День. День работал целый день – Передал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечем.
Вечер. Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес ... День погрустил немножко и исчез.
Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде. Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли.
«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ» Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж. Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок. Описание игры: воспитатель показывает детям портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки). Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.
«ВРЕМЕНА ГОДА» Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года. Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» художественные тексты о временах года: Четверо художников, столько же картин. Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга. У осин заснеженных ветки, как рога ... У второго – синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева. Первые проталинки, первая трава. На картине третьего красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть ... Лес и поле в зелени, синяя река, Белые, пушистые в небе облака. А четвёртый золотом расписал сады, Нивы урожайные, спелые плоды... Всюду бусы-ягоды зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам!
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса ... (А.С.Пушкин)
Белый снег, пушистый, В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Тёмный лес, что шапкой, Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно ... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)
«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Материал: репродукция картины. Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в
прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА КАРТИНА» Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображённого на картине. Материал: репродукция картины. Описание игры: воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны пословицы и поговорки разной тематики. Вводится правило:
выдерни записку, прочитай текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так названа картина.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
«С чем это можно сравнить?»
«Кто больше назовёт слов, характеризующих настроение человека»
«Кто больше назовёт слов на звук «с»?»
«Расскажи без слов, мимикой и жестами, о чём бы ты написал картину»
«Подбери красивые слова к слову ...»
«Закончи предложения: Если бы трава была голубой, то ... Если бы снег был чёрным ... Если бы море было красным ...»
«У царицы Земли – бал. Феи красок принесли на бал лучшие дары своего цвета. Какой подарок принесла Фея чёрного цвета?»
«Какого цвета голос мамы (папы, малыша и т.д.), когда она смеётся, поёт или плачет ...?»