Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры с мячом в логопедической коррекции.»
Игры с мячом в логопедической коррекции.
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас огромный выбор мячей:
пластмассовые
резиновые
надувные
из папье-маше и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
ярким
легким
прыгучим
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
регулируют силу и точность движений
движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)
игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей
развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов
Все это является
необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов
оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)
Можно:
использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука.
подбирать их по цвету.
вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения:
сжимание мячика
обхват пальцами
прокатывание
прокатывание между пальцами
разминание между ладонями
Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии.
применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
Упражнения:
прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)
комплексы упражнений для ног с элементами массажа
рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
«Тихо – громко»
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения и игры:
«Мяч бросай и животных называй»
«Я знаю 3(5) названий животных» …
«Животные и их детеныши»
«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»