Просмотр содержимого документа
«"Игры с прищепками"»
Использование прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ»
«...есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». М.М. Кольцова
В свое время Мария Монтессори предлагала обратить внимание на обыкновенные бельевые прищепки, как на отличный и легкодоступный тренажер для пальчиков. Пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы можно использовать на логопедических занятиях. На занятиях прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая логопедам закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, коммуникативную функцию речи, воображение и, конечно же, мелкую моторику рук и решать следующие задачи:
Развитие сенсорных навыков,
пространственных представлений;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов;
• Закрепление правильного произношения звуков в слогах и словах, предложениях;
• Дифференциация звуков в слогах;
• Развитие коммуникативной функции речи, воображения.
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
Лиса
Хитрая плутовка,
рыжая головка.
Ротик открывает,
зайчиков пугает.
Гусь
Га-га-га, — гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь!
Аист
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает.
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок. Коробочки. Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.
Оборудование: четыре картонные коробочки красного, желтого, зеленого и синего цвета и четыре прищепки такого же цвета.
Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их соответственно цвету .
На донышке коробки
Огонек горит.
Какие брать прищепки,
Он нам говорит.
Зубастики Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов .
Жили-были разноцветные зубастики. Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за репой полез на забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Разноцветный заборчик Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).
Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик», чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона (другой вариант — к нижней).
ЦВЕТЫ Из зелёного картона вырезаются стебельки, на них наклеиваются круги разных цветов, эти круги могут служить для ребёнка ориентиром на цвет! Во дворе растут цветы, Небывалой красоты. Жёлтый, красный, голубой, Полюбуйтесь же со мной!
РЫБКИ Задача ребёнка : прикрепить рыбке плавники и хвостик. Хвостик можно сделать пышнее(добавив дополнительные прищепки, прищепив их либо рядом, либо друг на друга...) Рыбка по волнам плывёт И друзей к себе зовёт! Рыбка не простая, Рыбка - золотая!
ТУЧКА ПЛАЧЕТ.
Капай дождик веселей, Нам цветочек(цветочки) ты полей
МАЛЕНЬКАЯ ЁЛОЧКА. Маленькая ёлочка, подрастай, Дождик, дождик, ёлочку поливай! Помимо ёлочки, можно сделать и обычное дерево! Взять деревянные прищепки и сделать деревья с ветками вверх! Кроме этого, можно деревья собирать не используя картон вообще, прицепляя прищепку на прищепку, можно получить великолепное пышное дерево и дополнить его чем-либо.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЕЖАТА Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я ежа Вам покажу. Жа-жа-жа-, жа-жа-жа - вот и несколько ежат.
СТРЕКОЗА На ромашку у ворот Опустился вертолёт- Золотистые глаза, Кто же это? СТРЕКОЗА
ОСМИНОЖКА Вот у нас и осминожка, Зашагала по дорожкам, По дорожкам в океане Поспешила она к маме!
БОЖЬЯ КОРОВКА Здравствуй, Божья коровка, По траве ползёшь ты ловко!
Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ Солнышко лучистое. Яркое и чистое
С одной стороны Солнышко грустное. Его можно развеселить, подарив ему лучики.
Развитие творческого воображения воспитанников в играх с прищепками
Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки.
Конструирование различных предметов и объектов
Зайчик
Мерзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Ежик
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ежик.
Мы сейчас тебе поможем.
Солнышко
Солнышко утром
Рано встает.
Лучики тянет —
тепло нам дает.
Самолет
Самолет, самолет
Отправляется в полет.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Использование прищепокпри расширении и активизации словаряпо теме «Домашние животные» и др.
Эта серия упражнений рассчитана на закрепление в речи звукоподражательных слов, работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов. При чтении стихотворения, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.
Собака и щенок
- Гав-гав-гав,— собака лает,
- Мой сыночек подрастает.
- Гав-гав,гав, —щенок сказал
И за котенком побежал.
Кошка и котенок
Мяу-мяу, где мой крошка?
Кто мяукает так? — Кошка.
А котенок ей в ответ:
Мяу, мама, где обед?
Использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений
Довольно часто школьники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости
Развитие связной речи
Прищепки можно использовать как «Опорные картинки для пересказа текстов», но вместо цветных картинок использовать игрушки с прищепками. Например: «Солнце согревает землю жаркими лучами. Желтые цыплята клюют пшено. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце кошка Мурка».
С этими игрушками можно придумывать интересные истории. Прищепка за прищепкой, слово за слово и получается рассказ. Очень интересно придумывать самые разнообразные истории и пересказывать их с помощью данных предметов с прикрепленными к ним прищепками
Опыт логопедической работы показал, что игры с прищепками очень полезны, помогают корректировать речевые и двигательные нарушения у детей-логопатов, вызывают большой интерес, способствуют обогащению их бытового и практического опыта, создают эмоционально-насыщенную, доброжелательную атмосферу на занятиях, становятся наиболее любимыми играми.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы