В данной статье затронута важная проблема в настоящее время: процесс индивидуализации и персонализации в сфере дошкольного образования. Актуальность статьи и описанной проблемы обусловлена высокими требованиями и изменениями, которые предъявляют к образовательным организациям и к современному педагогу в рамках федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. Сегодня особое внимание следует уделять продвижению образовательных услуг и формированию теоретической и практической подготовки будущих профессионалов.
Анализируя различные мнения и подходы к современному дошкольному образованию, необходимо отметить, что персонализация и индивидуализация образования - это неизбежное следствие развития современного общества и технологий. Индивидуализация образования имеет процесс создания условий в той среде, где направлено развитие на повышение индивидуальности у обучающихся. В условиях реализации цифрового образования осуществляется актуализация в образовательном процессе персонализации обучения. Во внимание выделяют творческие, креативные, аналитические способности человека, которые призваны совершенствовать и дополнять новые подходы в образовании. Однако, не стоит забывать, что базируется современное образование, всё же на классических основах.
Основная цель современной системы образования – развитие личностного потенциала человека для самореализации по отношению к себе и окружающему миру. В связи с данной целью складывается новый подход к человеку и смена антропологических оснований педагогики. Развитие информационно-коммуникативной и интерактивной среды дает стимул к переходу от унифицированного образования к персонифицированному. И как следствие персонализация и индивидуализация становится базисом всей платформы образования. Идея персонализации присутствует в становлении многих инновационных образовательных моделей, находит своё воплощение в таких методологических и прикладных конструкциях как: антропологические и гуманистические концепции, дифференцированный и индивидуальный подходы, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, субъект-субъектное взаимодействие, теория личностных вкладов.
Персонализированный подход как принцип следует осуществлять в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализация обучения считается «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостных педагогических технологий.
В настоящее время на практике индивидуализация и персонализация может предполагать следующее: гибкий график обучения и его интерактивный соревновательный характер, использование технологий мобильного обучения и технологии геймификации, проектный метод и в целом адаптивную систему обучения. Данный подход замечателен тем, что информация адаптирована под потребности студентов в рамках индивидуального плана электронного обучения, преподаватель общается с каждым обучаемым отдельно, осуществляя обратную связь и выявляя, таким образом, пробелы в знаниях отдельного обучаемого. Как известно, одним из главных элементов современного обучения является взаимодействие обучающихся, когда они могут учиться друг у друга. Данный процесс обучения, который осуществляется в рамках индивидуализации обучения, можно стимулировать, создавая виртуальные сообщества, форумы, образовательные платформы, где люди в неформальной обстановке делятся своим опытом, проблемами.
В современное понятие «образованный человек» необходимо вкладывать не только знания и формирование мировоззрения, но также и подготовку к жизни, ориентирование на решение сложных проблем современной культуры, способность осмысления собственного выбора и места в жизни.
Методы персонализация и индивидуализации обучения могут быть реализованы в нескольких формах: через дифференцированное обучение, через расширение автономности обучающегося вплоть до самообразования, через адаптивное обучение. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других индивидуумов, для формирования мышления, общения, знаний, а также практических действий, умений и навыков.
Список литературы
1. Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15331-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488475
2. Индивидуализация и персонализация в современном образовании — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 7 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978- 5-534-15284-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488172