Дефектолог прикрепляет на доску картинки с изображением 4 гаражей (на магнитах); а дети на своих столах выкладывают квадратики, заменяющие гаражи. На доске напротив каждого гаража выставляется по картинке с изображением автомобиля (4 автомобиля). Дети напротив квадратиков раскладывают кружки.
Дефектолог. Сколько гаражей? (Четыре.)
— Сколько автомобилей? (Четыре.)
— По сколько гаражей и автомобилей? (По четыре.)
— Как сказать по-другому? (Одинаково, поровну, столько же.) Во дворе построили еще один гараж. (Педагог выставляет на доске картинку, дети на столах выкладывают квадратик.)
— На сколько увеличилось число гаражей? (На один.)
— Сколько их стало? (Пять.)
— Чего больше (меньше)?
— На сколько больше (меньше)? (На один.)
— Для всех ли гаражей есть автомобили? (Нет, не для всех.)
— Как сделать поровну? (Добавить один автомобиль.) (Выполняется действие, проговаривается его выполнение.) Сколько у нас гаражей? (Пять.)
— Сколько стало автомобилей? (Пять.)
— Как получили число пять? (Четыре да один, будет пять.)
— А если бы гараж был один, в нем — автомобиль, а построили бы еще четыре гаража? (Один гараж.) (Действие.)
— Сколько нужно автомобилей для этого количества гаражей? (Четыре автомобиля.) (Выполняется действие.)
— Сколько автомобилей было? (Один.)
— Сколько автомобилей еще подъехало? (Четыре.)
— Сколько автомобилей стало? (Пять.)
— Как в этом случае получили число пять? (Один да четыре будет пять.) Чтобы получить число пять нужно к четырем добавить один или к одному добавить четыре.
Физкультминутка
Прыжки с одновременным проговариванием цифр от 1 до 5, от 5 до 1.
Работа с демонстрационным материалом
На доске демонстрационная цифра 5.
Дефектолог. После какой цифры стоит цифра пять? Выложите числовой ряд от одного до пяти, выложите цифровой ряд от пяти до одного.
Практическая деятельность
Среди монет различного достоинства дети должны выбрать монеты достоинством 5 рублей.