№ п/п | Параметры информации | Содержание информации |
1 | Общие сведения |
1.1. | Ф.И.О. автора нововведения | Симбулетова Сариет Аминовна |
1.2. | Учреждение, в котором работает автор | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Созвездие» , |
1.3. | Стаж работы в должности | 35 лет |
2 | Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения | Средняя, старшая и подготовительная группы МБДОУ №9 «Созвездие» |
3 | Тема инновации (нововведения) | Национально-региональный компонент в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-7лет |
3.1. | Цель инновации (нововведения) | Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, духовным ценностям народов вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей, музейное воспитание. |
3.2. | Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения) | формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры народа; развитие у детей интереса к национальной культуре; формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой, через мини-музеи, праздники и.т.д развитие у детей творческой познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом; |
3.3. | Сроки реализации инновации (нововведения) | 2 года -долгосрочный (01.10.2016 г. по 01.10.2018 г.) |
3.4. | Направление инновационной работы (нововведения) | Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в детском саду. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных НОД, через национальные праздники и в повседневной деятельности. Знакомство с историей достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формировать представления о символике, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует, повышению качества образования в дошкольном учреждении. Я надеюсь, что моя задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на мой взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми. Приобщение детей к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея; увеличение подбора иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентации); создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности -привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям; использование мультимедийных презентаций (позволит обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста); использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, поможет повысить непроизвольное внимание детей, развить произвольное; непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит побудить детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры; создание банка теоретических и практических материалов опыта работы педагогов и знаний детей с учетом регионального компонента; создание в группе мини-музея «Культура и быт адыгов»; ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РА и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством; обеспечение взаимодействия с социальными институтами города (тесное взаимодействие с Национальным музеем РА - выставки, беседы, встречи с интересными людьми); создать условия для развития инновационного потенциала педагогов с учетом регионального компонента; содействовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов. |
3.5. | Характеристика инновации (нововведения) в аспекте обновления | Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего детского сада в том, что в этот процесс включены и дети, и педагоги, и родители. С учетом физиологических особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.); художественно-эстетического развития (национальная народная культура и пр.); в выборе и чтении художественных произведений авторов Адыгеи, физическое развитие - национальные игры и забавы. Изучение национально- регионального компонента в ознакомлении детей с историей Адыгеи включает: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к национальным традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах Республики; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, к их культурным ценностям; - формирование у детей основ нравственности на лучших образцах русской и адыгской культуры, народных традициях и обычаях; - ознакомление детей с особенностям жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символами РА и РФ (герб, флаг, гимн), памятники архитектуры, декоративно-прикладным искусством. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. - игры и забавы «Чэщ дэс», «Мэш1ошъхьачэт», «Адыгэ джэгук1эхэр». |
3.6. | Использование новых технологий (методик) | Проектный метод, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, игровой метод, модульный метод, исследовательский и т.д. |
4 | Обеспечение инновационной деятельности нововведения |
4.1. | Программно-методическое обеспечение деятельности (имеющееся и планируемое) | Литература: 1. 1 .И.В. Бочкарева, Л. Д. Щербашина. Моя Адыгея. Краеведческое пособие. -Майкоп, 1992. 2. М.З. Джигунова. Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея. Учебное пособие. - Майкоп, 2006. 3. М.З. Джигунова. Буклет. Государственные символы Республики Адыгея. Гимн, герб, флаг. - Майкоп, 2006. 4. История Адыгеи /Э.А.Шеуджен/ 5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92 6. Борцовская., Н.В. Реан ААПедагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000 7. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель - дети., М., 1985 8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991 9. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60- 68. 10. Жариков АД. Растите детей патриотами. М., 1980 11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. А Родной край, М., 1990 12. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. 2004.alledu/document/380/839 |
| | 13. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 -112 с. 14. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007 15. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo 16. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo 17. Павлова Л.О. Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей //Дошкольное воспитание. 2002. N8. 18. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004 19. Ресурсы интернета. |
4.2. | Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности | Презентация ООД познавательного цикла «Экскурсия по Республике Адыгея», поддержка и помощь педагогов и родителей по подготовке к проведению праздника, компьютер и выход в интернет, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
5 | Теоретическая интерпретация опыта |
5.1. | Источник изменений (Что?) | В условиях возрождения народных традиций возникает потребность в теоретической и методической разработке национально-регионального компонента в условиях дошкольного учреждения и семьи через возрождение традиций, менталитет народа, среди которого живет и развивается ребенок. Разработать систему мероприятий по внедрению инновационных процессов в ДОУ с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту, стремление к инновационной деятельности в воспитательно-образовательном процессе, а это и позволяет достичь новых образовательных результатов, которые нашли свое отражение в ФГОС. Разработать систему НОД и мероприятий в средней, старше и подготовительной группах на двух языках. |
5.2. | Идея изменений (Как?) | Создать в ДОУ все условия для организации инновационной деятельности с учетом регионального компонента, а именно: системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности); наличие у педагогов личного плана работы с детьми по региональному компоненту, который мобилизует его потенциальные способности (этот план может быть соотнесен с проблемой самообразовательной деятельности, завязан с исследовательской и экспериментальной работой каждого педагога); постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела; создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства с учетом регионального компонента, где каждый ощущает свою значимость; установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности с учетом регионального компонента, где каждый высказывает собственную точку зрения; разработка программы по обучению детей адыгскому языку в ДОУ; |
5.3. | Концепция изменений | Организация образовательного процесса предусматривает: - игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры ); - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); - экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами); - прогулки в природу в разные сезоны; - развлечения; - проектирование решения проблемы; - познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); - посещение гостей; - чтение, прослушивание сказки на двух языках; - трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, |
| | поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей. |
5.4. | Результаты инновационной деятельности (нововведения) | Качество образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями: • уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников; • субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями; • соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения; • технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией...); • соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг И Т.Д.. |
5.5 | Формы представления инновационного педагогического опыта | Проведение тематических праздников «Чэщ дэс», «Мэш1ошхьачэт», «Адыгэ джэгу», развлечений «День народной игры», посещение мини-музея созданного на базе МБДОУ, проведение НОД познавательного цикла с использованием ИКТ, в том числе и для курсантов АРИПК и студентов Адыгейского педагогического колледжа им. Х. Андрухаева, реализация совместного проекта с учащимися лицея №19 «Один день из жизни Х. Андрухаева»; беседы по приобщению детей к культурному наследию народов населяющих нашу республику; консультации для родителей; семинары, семинары-практикумы для педагогов, консультации для педагогов и многое другое. |
6 | Способы диагностики результатов инновационной практики | Диагностика - беседа с детьми по вопросам темы. Анкетирование родителей по теме. |
7 | Где можно познакомиться с результатами инновации (нововведения) | В методическом кабинете: проектная папка, презентация, конспекты НОД программа краеведческого кружа, сценарии развлечений, фотографии; мини-музей сайт ДОУ. Диск передачи ГТРК «Чэщ дэс», «Мэш1ошъхьачэт». Газеты «Адыгэ макъ», «Советская Адыгея», Журналы «Жъогъобын», «Родничок». |
8 | Краткое содержание инновационного опыта педагога |
8.1. | Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций | Уровень ДОУ: педсоветы, открытое занятие, мастер-класс, семинары-практикумы. Муниципальный уровень: участие в ГМО, мастер-класс, семинар, презентация проекта. Республиканский - участие в конкурсах, конференциях, мастер-класс, семинар. |