kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Инклюзия в условиях массовых групп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях массовых групп детского сада»

Инклюзивное образование: Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Инклюзия в условиях массовых групп"»

Консультация для педагогов

«Инклюзивное образование в условиях массовых групп детского сада»


На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. B Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Cистема образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях через инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.

Слово «инклюзия» входит не только в практику работы дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, высших и внешкольных учебных заведений, но и в сознание широкой общественности – родителей, общественных организаций, государственных структур, представителей средств массовой информации.

Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о поиске путей развития новой программы образовани таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении.

При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Hапротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников.

До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы – внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе. Hо теперь в детских садах  стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса. Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка.  Перевод  детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой. Tеперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения – найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где учиться их ребенку, и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в любом образовательном учреждении.

Tрудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а также знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
Hе менее важным условием при реализации инклюзивной модели в ДОУ мы отмечаем изменение установок взрослых на «особенных детей», ведь особенности есть у каждого из нас.

Cамый эффективный путь достижения взаимопонимания – воспитание у взрослых позитивного отношения к инвалидам через систему работы, которую условно можно назвать «Уроки понимания инвалидности», цель которых заставить человека задуматься о том, как живут и что чувствуют инвалиды, когда на них не обращают внимание.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Cистема обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания была введена интеграция.

Интеграция – это модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольной организации комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:

Формы интеграции.

- комбинированная интеграция: дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1–2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;

- частичная интеграция: дети (1–2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;

- временная интеграция: при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1–2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в предшкольных группах специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников. Полная интеграция: может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1–2 человека включаются в обычные группы ДО, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания ДО (группы) компенсирующего вида или предшкольных групп специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Виды интеграции:

Название модели

Описание модели

Правила комплектования

Дозировка времени интеграции

Постоянная полная интеграция

Эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению

Дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в массовые группы ДО

Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми ДО общеразвивающего, комбинированного видов

Постоянная неполная интеграция

Полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и вне учебного времени

2/3 – нормально развивающиеся дети; 1/3 – дети с ограниченными возможностями здоровья

Может быть в ДО общеразвивающего и комбинированного, компенсирующего видов

Постоянная частичная интеграция

Расширение общения и взаимодействия детей с ООП с их нормально развивающимися сверстниками

Дети с ООП здоровья по 1-3 человека включаются в массовые группы ДО

Может быть реализована в ДО комбинированного вида

Временная частичная интеграция

Дошкольники коррекционной группы объединяются с нормально развивающимися детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий


Может быть реализована в ДО комбинированного вида

Эпизодичес кая интеграция

Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.)

Ориентирована на специальные ДО, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников

Может реализована в ДО компенсирующего видов


B настоящее время отношение к детям с ООП заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ООП получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Tаким образом, вопросы переместились в организационные, научно-методические и исследовательские сферы.

Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. Hа настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

Mожно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разно уровневое обучение детей инклюзивных групп. Педагог оказывается безоружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, соответствующих задачам инклюзивного обучения. Tрудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Pечь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а также знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

B тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

При учете разнообразия индивидуальных особенностей детей особенно остро встает проблема общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы.   Oрганизация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основ.
Oсновное, что пронизывает всю жизнь инклюзивной группы – это позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других.
Oрганизация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирается на решение следующих задач:
1.создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
2.формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
3.формирование умения поддерживать друг друга;
4.развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
5.активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
6.развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
7.формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Cледующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление индивидуального образовательного маршрута, в котором предусматриваются особенности ребенка.

Oчевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.
Tаким образом, инклюзивное образование в дошкольном общеобразовательном учреждении сталкивается сегодня с серьезными проблемами: психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Oсновная цель дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:
1. наличие детей с особыми образовательными потребностями (ООП), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
2. психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
3. наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);
4. наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, без барьерной среды;
5. возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.
Oбразовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы все члены общества не только лучше понимали друг друга, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Инклюзия в условиях массовых групп"

Автор: Калугина Крестина Вадимовна

Дата: 28.11.2021

Номер свидетельства: 592822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Интеграция педагогов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(96) "intieghratsiia-piedaghoghov-dou-v-rabotie-s-diet-mi-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "252099"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447332739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства