Просмотр содержимого документа
«Инновации в дошкольном образовательном учреждении»
2
Инновации в дошкольном образовательном учреждении
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
В сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.
Развитие инновационной деятельности - одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
Требования гуманизации образовательного процесса.
Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС.
Ориентация на культурно-нравственные ценности.
Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ. В связи с этим в нашем учреждении, возникла необходимость разработки новых программ педагогами и внедрение их в педагогическую деятельность (программы «Ритмоцветик» по ритмопластике, «Волшебная кисточка» изостудии, «Здоровячок» физдеятельности, «Юный артист» театральной студии, «Веселый оркестр» музыкальной студии), которые направлены на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, создание благоприятных условий для полноценного дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе.
Главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. Так у нас, появилась потребность включения в процесс воспитания дошкольников здоровьесберегающих технологий (в физкультурной деятельности «Беби-йога», ритмопластике «Ритмоцветик» и степ-аэробике).
Большое внимание педагогами уделяется экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. Через разные виды деятельности (виртуальные экскурсии, беседы, заочные путешествия, наблюдения за природой, чтение книг и стихов о природе, использование культурных практик) формируются представления детей об окружающем мире.
Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группах оборудованы уголки для детского экспериментирования, где маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать небольшие открытия (работа клуба «НеоЗнайка» и родительского клуба «НеоКухня»).
Для интеллектуального развития детей и уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение творческий вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Комплексно проводимые интегрированные занятия (рисование + окружающий мир) способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и сенсорном развитии.
Один из перспективных методов, направленный на активизацию познавательной деятельности ребёнка и развитие его личностной сферы как целостной структуры – метод проектной деятельности («Здоровым быть здорово», «Витамины», «Молоко», «Здоровые зубы», «Каша – еда наша», «В здоровом теле – здоровый дух», «Движение – это жизнь»).
Проектная деятельность выступает условием личностноориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. В условиях проектной деятельности процесс получения знаний носит осмысленный характер, приобретает форму исследования.
Готовность к школе рассматривается как интегрированное качество, как общий результат работы ДОУ и школы. Особое место занимает развитие любознательности и познавательной активности, умения самостоятельно думать и решать мыслительные задачи.
Чтобы помочь ребятам лучше подготовиться к обучению в школе, легче адаптироваться к школьной жизни с детьми проводятся развивающие занятия, где через специальные задания, игры и упражнения у детей формируются и совершенствуются учебные навыки и познавательные процессы.
Одна из важных образовательных технологий - игровая. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют познавательной мотивации детей. В возрасте 4-5 лет более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетноролевые, режиссерские и театрализованные). Развитие интереса у детей к театрально-игровой деятельности проявляется в играх-драматизациях на темы любимых сказок: «Репка», «Теремок», мюзикл «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и др. Но детей интересует, не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими взрослыми. Для развития полноценного игрового общения здесь мы используем такие формы речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Известно, четыре вида таких ситуаций: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – оценки. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать следующие задачи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребёнка, развитие связной речи. Теперь у нас ребёнок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации – упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Главные задачи: активизация творческой речевой деятельности, воспитание желания сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов. Большую роль уделяется таким видам игр, как: игрыэкспериментирования, обучающие и досуговые игры.
Другим немаловажным направлением работы считается взаимодействие с семьями воспитанников в клубе «Родители и дети», «Дочки-матери», «НеОкухня». Организация и проведение только традиционных форм общения и сотрудничества с родителями не обеспечивают в полной мере потребностей и запросов современных родителей. Здесь стараются находить новые формы и методы взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и образования детей. Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, стали теми новшествами, которые помогают наладить взаимодействие с родителями и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Совместные походы в музей и Прокопьевский драмтеатр стали потребностью и необходимостью.
Известный философ Френсис Бэкон сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Использованная литература
1 . Аралова, М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. [Текст]/ / М.А. Аралова//– М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.445.
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. [Текст]/ / К.Ю.Белая // – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С.64.
. Михайлова, М.А., Воронина, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. [Текст]// М.А.Михайлова, Н.В. Воронина//. Ярославль, 2004 – С.49.
. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. [Текст]/А.Н. Троян// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.200.
5. Хомерики О.Г., Поташник, М.М., Лоренсов, А.В. Развитие школы как инновационный процесс [Текст]/ / О.Г.Хомерики, М.М.Поташник, А.В.