Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии экологического обучения дошкольников с овз»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ. Силаева Н. А., МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 63» г. Нижнекамск, Россия
Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных учреждений, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т.д.
Большое внимание обращается на технологии экологического обучения, среди которых можно выделить следующие: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, использование предметов-заместителей, сотворческую деятельность с родителями и педагогами. Именно данные технологии являются основой такой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности дошкольников, их творческой активности. Кроме того помогает сформировать у ребенка необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития дошкольника, развития способности к самообучению, самообразованию. Особенно существенно такой подход по отношению к детям с ОВЗ.
Первоначально педагог сам ставит проблему и сам решает её, вовлекая в этот процесс детей. Затем педагог не только ставит проблему, но и стимулирует детей к решению. Показывает детям непонятные явления, требующие уточнения. В дальнейшем педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения, при этом дети используют метод экспериментирования.
Использование метода проектов помогает детям более детально разобраться в той или иной проблеме. Проект дает возможность изучить определенную тему с различных сторон, включая экспериментирование, а сроки его реализации устанавливаются непосредственно педагогом.
Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределённей функция предмета, тем свободнее ребёнок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий.
Особое значение имеет совместная деятельность педагога – ребенка – родителя, где все усилия взрослых подчинены единой цели: оказать наиболее эффективную помощь и поддержку ребенку, используя весь имеющийся на сегодняшний день арсенал методов, средств и способов для развития ребенка в целом, а так же коррекции его индивидуальных особенностей. В рамках данной проблемы вопрос сотворчества родителей и педагога приобретает огромное значение. Он представляет собой постоянную взаимосвязь родителей с педагогами, которые проводят коррекционно-развивающую работу с детьми. Родители обучаются навыкам проведения тех или иных игр. Обыгрывают различные ситуации совместно с детьми. Получают знания по педагогическим навыкам развития отдельного ребенка с учетом именно его психофизических особенностей, темпа работы, переключаемости, концентрации внимания.
Анализ результатов использования технологий детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ показал, что повышение познавательной деятельности было выявлено у десяти детей, что соответствует 71% от общего количества наблюдаемых детей, а неизменившийся низкий уровень был зафиксирован у четырех детей, т.е. 29% от общего количества наблюдаемых детей. Таким образом, проанализировав деятельность педагогов по внедрению данных технологий на занятиях и повседневной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников для достижения эффективности использования технологий в обучении детей.
2. Необходимо использовать различные технологии обучения не только на занятиях, но и в повседневной деятельности старших дошкольников (прогулки, беседы с детьми и т.д.), что приведет к повышению уровня экологической активности.
3. Необходимо разработать примерные конспекты занятий, внеурочных мероприятий
Проведенные нами исследования на базе дошкольного учреждения показали, что эффективность занятий повышается, если инновационные технологии систематически используются не только на занятиях, но и повседневной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Список литературы
1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Игры и упражнения (дидактические) в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук – Мастер, 1999.
2. Крутецкий, А. В. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 303 с
2. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. – М.: «Знание», 1991.- 80 с.
4. Оконь, В. Основы проблемного обучения: [пер. с пол.] / В. Оконь. – М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
5. Рубинштейн С., Л. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т философии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 147 с.
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с задержкой психического развития. – М.: «Владос», 2004