Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста
Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.
Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:
красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,
грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.
В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании. Что касается обеспечения качественного формирования непосредственно театральных способностей у детей, здесь необходимо наладить и закрепить контакт с социальными партнёрами - учреждениями культуры. Такое сотрудничество с учреждением культуры может включать в себя: посещение группой выездных спектаклей театра в наше ДОУ, организация «семейного выходного» с походом в ДМТ, встреча с руководителем театра, мастер-классы с актерами театра, общение с детьми и родителями по просмотренным спектаклям с тематическими беседами по речевому развитию, например, такими как: «Почему актеры разговаривают так, что их все понимают?» Однако воспитание детей средствами театра, а именно только просмотром профессиональных постановок – процесс хоть и необходимый, но сильно затянутый во времени, а потому не всегда эффективно реализуемый в практике. А зачастую (к счастью, не в нашем случае) посещение учреждений культуры с целью просмотра тех или иных спектаклей превращается в мероприятие в чистом виде развлекательное, для «галочки».
Работая над формулировкой данной проблемы, осознаешь острую необходимость использования в детской деятельности театрализации, создающей комфортные условия для целостного развития ребенка. Так, например, принимая инициативное участие в театрализованных праздниках, посвященным народным традициям, дети приобщаются к духовным истокам национальной культуры своей родины. А играя в известной всем классической сказке, внося в характер героя свои черты, ребенок развивает артистические и импровизаторские способности. К тому же, театр, объединяет внутри себя многие виды искусства, дает возможность говорить с детьми не только о литературе или культуре речи, но и о живописности произведений, архитектурных особенностях, театральном гриме, истории костюма.
У любого педагога наряду с желанием приобщить детей к процессу театральной деятельности возникает вопрос о выборе художественного текста для той или иной постановки, текста, который не только бы соответствовал возрасту воспитанников, но и решал бы определенные нравственные, эстетические или другие проблемы. Нам на помощь всегда готовы прийти как русские народные сказки, где хорошо прослеживается общение рассказчика и слушателя (из уст в уста), так и детская художественная классика с её нетленными аксиомами дружбы, уважения и почитания старших, победы добра над злом (К.Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, Ю. Мориц, С. Черный, И. Токмакова и многие другие). Не стоит, однако, забывать и о современной детской литературе, которая очень внимательна к детской психологии, что проявляется и в учете возрастных особенностей, и в изображении самого ребенка, и в выявлении интересов современных детей. Но даже правильный выбор текста не всегда отвечает многочисленным запросам образовательного процесса в целом и области «речевой развитие» в частности.
Новизна и своеобразие нашего опыта в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр - драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В числе них и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.
Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки. Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами родители воспитанников. Старшие же дошкольники сами способны проявлять инициативность в режиссёрской деятельности, работают над костюмами и декорациями, учатся распределять роли между собой.
Применение вышеприведённой инновационной технологии в театральной деятельности позволило добиться нужной динамики в развитии детей (диагностика артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной): были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Одновременно происходит гармоничное развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения: внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо - актерского потенциала.
Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.