Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом».
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом».
Актуальность педагогического проекта
В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодогопоколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к историиОтечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом». »
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 46
Инновационный педагогический проект
«Развитие нравственно-патриотических чувств
у старших дошкольников через ознакомление
с родным краем, городом».
Проект подготовила:
Воспитатель:
Данько Елена Юрьевна
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую, ты изъездил и узнал…
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал…»
К. Симонов
Актуальность педагогического проекта
В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Коренные преобразования, происходящие в России, вызвали необходимость модернизации всей системы образования. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Исключительно важное место в этой системе занимает дошкольное образование - самая первая ступень в развитии детей.
Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Речка, озеро, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.
У детей, посещающих наше дошкольное учреждение, наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому у них возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание технологии ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом, осуществляющей системный и интегрированный подход к развитию нравственно-патриотических чувств у воспитанников.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, публикационный материал о нашем регионе, о символике страны и региона, о культурологии нашего города, края.
Повысить уровень развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» через разработку и внедрение технологии ознакомления с родным краем, городом.
Повысить уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.
установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами города в целях совершенствования деятельности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Обосновать результаты педагогического опыта с целью совершенствования апробированной технологии и дальнейшего внедрения в педагогический процесс.
Объект: процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: технология ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом.
Новизна проекта.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по привитию нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта по патриотическому воспитанию. Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Теоретико-методологические основы проекта.
Методологической основой проекта являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики.
Современные исследователи О.И.Ковалева, Л.В. Кокуева и др. в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определение методологии, на базе которой создана технология ознакомления детей с родным краем. Эта методология базируется на конкретных научных подходах.
1. Системный подход - рассматривает систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.
2. Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
3. Культурологический подход – подчеркивается ценность пути развития своего родного края. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми (Л.С.Выготский, В.И.Логинова)
При определении содержания образования учитываются возрастные психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:
Принцип наглядности предполагает использование предметов, иллюстративного и интерактивного материала, макетов, схем, моделей, которые помогают создавать представления об отдельных предметах и явлениях.
Принцип доступности и посильностиреализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей.
Принцип индивидуальности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности воспитанников, уровень развития их способностей к обучению.
Систематичность и последовательность подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче «от простого к сложному» и обеспечивает доступность и посильность обучения.
Практическая значимость проекта: заключается в разработке и внедрении педагогической технологии, предполагающей системный и интегрированный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. При разработке технологии за основу взяты методы, предложенные С.А.Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н.Поддъякова:
- методы, стимулирующие эмоциональную активность (сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
- методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества.
В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии, который включает вступительную часть, информационную часть, проблемную часть, стимулирование детских вопросов, символизацию. Данная технология ориентирована на повышение уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
5. Основное содержание проекта.
Работа по реализации проекта проходила в 3 этапа.
1 этап – Планово-прогностический:
выделение проблемного поля,
актуализация проблемы,
подбор, изучение, анализ научно-методической литературы
Подбор иллюстраций, фотографий, литературы по ознакомлению детей с историей родного города.
Семинар-практикум для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»;
Организация и проведение Презентации Проекта
Разработка критериев и уровневых характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия (диагностики).
Изготовление наглядного и демонстрационного материала: карты России, картины по патриотическому воспитанию: «Защитники Отечества», «День Победы», «Ветераны», «Космос», атрибутов и пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности.
( Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и т.д.)
прогнозирование положительных результатов,
расчет ресурсного обеспечения.
II этап – организационно-исполнительский:
обследование детей,
анкетирование родителей,
изучение и анализ полученных стартовых результатов,
разработка и внедрение технологии по развитию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Проведение НОД на темы: «Город Белогорск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Белогорск!», «Наша Родина - Россия» «Земля наш общий дом», «Быт жителей города Белогорска» – прошлое и настоящее», «Знакомство с жизнью народов Амурской области»,
«Они защищали Родину. Рассказ о тех, кто защищал родной край.»
«Символика нашего города», «Как жили наши предки», «Москва - златоглавая», «Наша русская матрешка».
Беседы: «По родным просторам», «Мой любимый город Белогорск»,
«Лесные жители тайги». «Беседа о людях разной национальности», «Улицы родного города», « Птицы амурской области», «Достопримечательности города Белогорска»,
Оформление альбомов : «Достопримечательности моего города», «Хлеб – всему голова!», «Животные Амурской области», «Мой город», «Моя семья», «Наш детский сад», «Государственная символика России».
Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку»,
«Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Мой край родной», « Узнай, где я нахожусь», «Найди флаг и герб города Белогорска», «Улицами родного города» «Птицы нашего города» и др.
мастер-класс для родителей «Мастерим сами своими руками»);
фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Праздники и развлечения в детском саду»;
выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения»; «Праздник Победы». «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали…»; Организованы уголки патриотического воспитания: «Родной свой край люби и знай», «Милый сердцу уголок», «История родного города»
совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей «День защитника отечества». «Весёлые старты». «Русские богатыри». «Папа, мама, я – спортивная семья».
музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями «Поклонимся великим тем годам». «Клуб весёлых и находчивых». «Живи в веках моя Россия»;
Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы») на педагогическом совете.
III этап – описательно-итоговый:
мониторинг уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»;
анализ результативности,
оформление и описание результатов.
Размещение на сайте дошкольного учреждения отчета по реализации Проекта.
Результаты диагностики интегративных качеств дошкольников
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» (методика Н.Е. Вераксы)
Анализ результатов показал эффективность использования данной технологии, что отразилось на развитии уровня интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» (методика Н.Е. Вераксы)
Уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников
У родителей повысился уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания до 95%.
Ресурсное обеспечение проекта
Программно-методическое обеспечения:
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Васильевой М. А., Комаровой Т. С.
Г.Н.Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;
О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества детей;
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.
Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007;
Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;
Алешина Н.В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Москва, 2008г.
Международный уровень:
Конвенция о правах ребенка
Федеральный уровень:
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Закон РФ «Об образовании»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;
Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации» , «О Государственном гербе Российской Федерации» , «О Государственном гимне Российской Федерации» ;
Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
- наличие необходимых информационно – технических средств, пособий, игрушек, инвентаря;
- группа формируется в соответствии с нормативом.
Партнеры проекта
Партнерами в реализации педагогического проекта являются родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения, музеи, библиотека.
Целевая аудитория
Воспитанники детского сада № 46 «Теремок» Количественный состав 26 человек.
- общественность города.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Повысится уровень развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Повысится уровень компетентности по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников.
У дошкольников появится устойчивый интерес к истории родного края, города, к людям, которые их окружают и их профессиям;
Будет разработан перспективный план работы с детьми и родителями;
Будет разработана серия конспектов занятий, бесед;
Будет создана картотека дидактических и подвижных игр;
Будет создана серия мультимедийных дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем;
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Достигнутые результаты
проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
смогли реализовать свои творческие способности.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Педагогическая технология может быть применена, воспроизведена и творчески дополнена любым педагогом в его практической деятельности в том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный интерес.
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.
В дальнейшей своей работе планирую продолжить использование технологии ознакомления с родным краем, городом полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять среди педагогической общественности города.