Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста
Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста
Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста
Аннотация: В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. В основу статьи заложена идея, как создать в группе развивающую игровую среду, способствующую успешной социализации детей. Как обогатить социально-культурный опыт детей через введение групповых норм, традиций, правил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация:В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. В основу статьи заложена идея, как создать в группе развивающую игровую среду, способствующую успешной социализации детей. Как обогатить социально-культурный опыт детей через введение групповых норм, традиций, правил.
Нам, педагогам, чаще нужно думать, какими красками мы рисуем нашу страну детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал — не за его отражение. (Д. Хармс)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социализация дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Большую роль в успешной социализации дошкольников играет образовательная среда ДОУ. По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом, которые социальны при первом же приближении.
Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дошкольники познают мир человеческих взаимоотношений и моделируют их.
Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой - психолого-педагогическими методами и приёмами. Для активизации социального познания необходимы:
· овладение сущностью событий и пространства;
· взаимодействие со значимыми взрослыми;
· определения социальных ролей, актуализированных ситуацией.
Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.
Группа детского сада дает «модели» для подражания и имеет огромное значение в формировании взглядов и ценностных установок; помогает адекватнее ребенку оценить свое собственное поведение и посредством сравнения с поведением других, и с помощью оценок, которые дают сверстники. Происходит своеобразное корректирование самооценки, сформированной под влиянием часто завышенных и недостаточно объективных оценок родителей.
Нами создана среда, сомасштабная ребёнку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребность в новизне и одновременно дающие ощущения стабильности и устойчивости окружающего мира.
При создании игровой развивающей среды реализуются и принципы рационального размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону, связанные с наполнением их материалами и эстетикой оборудования. Ребёнок имеет возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры, свободного перемещения в любое пространство.
При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:
Открытости
Гибкого зонирования
Стабильности – динамичности
Полифункциональности
Гендерный подход.
Но главными критериями подхода к организации игровой среды являются творчество, талант и фантазия.
Во все периоды экспериментальной работы формировалась, относительно тематики, и предметно-игровая развивающая среда. Личностно-ориентированное воспитание мальчиков и девочек на основе здоровьесберегающих технологий ставит своей целью разработать технологию развития мальчика и девочки с учётом психологических и физиологических особенностей.
Цель предметно-игровой развивающей среды для мальчиков - воспитание мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к сверстникам, взрослым, девочкам; развитие любознательности, принятие нестандартных решений, самостоятельности, справедливости, взаимопомощи.
Цель предметно-игровой развивающей среды для девочек - формирование женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.
Предметно-развивающая среда помогает ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые дала ему природа.
Мы создали все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Таким образом, мы целеустремлённо идём к конечному результату, чтобы ребенок, став взрослым смог сказать: «Я пришёл из детства как из страны». (Антуан де Сент-Экзюпери).
Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребёнка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, а как жизненное и воспитательное пространство в самореализации и социализации личности ребёнка-дошкольника.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно игровой - развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.
Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром.
Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.
Следующим интересным компонентом является введение обще-групповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками. Ребёнок, попадая в пространство любого помещения группы или центра, опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций. Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.
Специально спроектированная предметно-развивающая среда не ограничивается пространством одной группы. В зону социально-личностного взаимодействия с каждым ребёнком и его семьёй включено пространство спальни и приёмной.
Так, с целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых, в групповой спальне появился ещё один интересный компонент детской субкультуры – «Полочка нежности и ласки», где каждый ребёнок может уединиться. Здесь дети помещают свои фотографии с мамой или любимой игрушкой в красивой сюжетной рамочке, которые подбираются вместе с родителями. Каждый ребёнок имеет возможность перед сном мысленно пообщаться с любимой мамочкой или с другом, по которому скучает. Дизайн нашей спальни, выполненный по авторскому проекту, и «Полочка нежности и ласки», создают каждому ребёнку некое «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий окружающего мира, тем самым, выполняя и психотерапевтическую функцию. Таким образом, приобщение ребёнка к детской субкультуре через компоненты предметно-развивающей среды обогащает его социальный опыт путем усвоения ценностей, норм, присущих как отдельной группе, так и обществу в целом, что в дальнейшем, несомненно, поможет ребенку в условиях школы.
Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает.
Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.
Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.
В основу при дизайне помещений и создании дидактических пособий легли методы РТВ. Кроме того, систематически проводится анализ состояния предметно-игровой окружающей среды с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, соразмерность и пропорциональность мебели, функциональность оснащения в сюжетной линии оформления помещений).
Таким образом, область применения созданной развивающей игровой среды достаточно велика и используется во всех видах деятельности детей.
Преимущества предлагаемой инновации состоят в обеспечении возможности:
построения образовательного процесса с использованием развивающего пространства дошкольного учреждения;
выявления и развития способностей воспитанников при использовании развивающего пространства дошкольного учреждения;
учета национально-культурных, демографических, климатических условий при оформлении развивающего пространства дошкольного учреждения;
использования методов РТВ при создании развивающего пространства дошкольного учреждения;
наполнения предметно-игровой развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
использования материалов и оборудования для одной образовательной области в ходе реализации других областей.
Сроки осуществления инновации: инновационная деятельность по созданию предметно-игровой развивающей среды началась со времени выхода ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и до сих пор находится в развитии. Практическая ценность представленного опыта является отражением федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемых к современному дошкольному образованию.
Список литературы:
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.
Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011.
Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.