Актуальность нашего инновационного проекта обусловлена существованием противоречий между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии личности ребенка и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях дошкольного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Путешествие в мир эмоций"»
Инновационный Проект «Путешествие в мир эмоций»
для детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность нашего инновационного проекта обусловлена существованием противоречий между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии личности ребенка и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях дошкольного обучения.
В отечественной психологии структурной основной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи – психологи (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконин), установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди низ занимают перцептивные и мыслительные действия. В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Именно раннее и дошкольное детство считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) считают сенсорное развитие одной из основных сторон дошкольного воспитания. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Конечно, каждый ребенок в своей жизни, так или иначе, сталкивается с многообразием форм, красок, свойств предметов, знакомится с произведениями искусства и воспринимает все это даже без целенаправленного воздействия. Но если такое усвоение и познание происходит стихийно и спонтанно, то оно очень часто оказывается поверхностным и неполноценным без разумного педагогического руководства. Именно здесь и необходимо сенсорное воспитание – последовательное ознакомление с сенсорной культурой человека.
Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи. Начинать лучше всего с упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности, т.к. данный вид чувствительности, по мнению Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одним из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.
В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.
Краткий анализ теоретических источников по проблематике реализуемого мною проекта подтверждает и расширяет наши представления о важности сенсорного развития ребенка. Например, Ильина М.В. в своем пособии «Чувствуем, познаем, размышляем» ведет речь о развитии сенсорных систем, о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета и других свойств предмета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
Янчук М.В. в пособии «Игротренинги с использованием сенсорных модулей» представляет конспекты тренингов эмоционального развития с использованием сенсорных модулей, которые позволяют педагогам комплексно воздействовать на органы чувств и вестибулярные рецепторы различными методическими приемами.
Хухлаева О.В. и Хухлаев О.Е. привлекают внимание к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции в книге «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» рассмотрены содержание психологического здоровья, представлена организованная структура психологической поддержки дошкольников и описаны групповые развивающие занятия для различных возрастных групп.
А представленные в сборнике «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программы Крюковой С.В. помогают решить задачи по развитию эмоциональной сферы детей, умению понимать и распознавать эмоциональное состояние, созданию положительного эмоционального фона, развитию коммуникативных навыков.
На основе проанализированного мною теоретического материала и некоторых собственных наработок я решила составить новую программу на тему: «Психологическое сопровождение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых тренингов в сенсорной комнате», так как поставленные мною задачи не могли быть решены путем использования уже имеющейся подходящей программы развития и коррекции. Анализ таких предшествующих программ дал возможность создать новую рабочую программу на основе комбинирования и включения авторских занятий. Все компоненты в новой программе методологически и методически совместимы и дополняют друг друга, что дает отличную возможность качественно проработать цели и задачи реализуемой мною программы.
Программа Проекта «Путешествие в мир эмоций» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Основные цели и задачи Проекта:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения;
саморегуляция и самоконтроль;
умение управлять своим телом, дыханием;
умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Основные принципы, на которые я опиралась, при работе в сенсорной комнате это:
опора на различные анализаторы функциональных систем;
комплексное воздействие;
личностная активность;
поэтапное формирование умственных действий;
учет зоны ближайшего развития.
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием.
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Оборудование сенсорной комнаты:
Светильник «Пламя»
фонтан водный настольный;
пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь».
детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
сухой душ;
маты напольные;
пуфики - кресло «Груша»;
цветные модули;
проектор «Солнечный-100»;
зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;
сухой бассейн;
музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
Психологические средства, используемые в работе с детьми.
Диагностические
Наблюдение
Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
«Тест руки»
Тест «Несуществующее животное»
Методика «Эталоны»
Коррекционно-развивающие:
Игровая терапия
Импровизация
Сказкотерапия
Релаксация
Музыкотерапия
Цветовое восприятие
Тактильное восприятие
Реализация программы Проекта осуществляется в период с 02 сентября 2016 года по 30 мая 2017 года. Комплектование группы сенсорного развития осуществлялось на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определялся наличием какого-то одного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе. Серия коррекционно-развивающих занятий разработана для детей 5-6 лет и включает в себя три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный. Программа сенсорного развития состоит из 36 занятий, проводимых один раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).
Настоящая программа состоит как из релаксационных, так и из коррекционно-развивающих занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Диагностический блок (описание промежуточных результатов).
Исходя из полученных данных исследования, мы выяснили, что 7% (3 ребенка) испытуемых из 46 детей старших групп имеют низкие показатели по развитию сенсорных эталонов и представлений о форме, цвете и свойстве предметов, 9% (4 ребенка) имеют высокий показатель агрессивной направленности личности и 5% (2 ребенка) имеют несколько завышенный показатель тревожности и нервного напряжения. В связи с этим, мы решили организовать коррекционно-развивающую группу с составом из 9 детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты инновационного Проекта.
После цикла развивающих занятий дети научатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации, использовать навыки саморегуляции и релаксации, для управления своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, для восстановления душевного равновесия. Также игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.
Практическая значимость реализации Проекта.
Все занятия программы, представленные в проекта в виде готовых конспектов, являются комплексом различных развивающих методик и могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса в детском саду, так и включаться в основную программу детского сада. Разработки по проекту могут служить и основой для создания собственных программ с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Несомненной ценностью программы проекта является четкая логика построения, психологическая обоснованная последовательность проведения игровых тренингов, занятий и упражнений. Представленный материал по проекту можно использовать не только в детских садах, но и в процессе домашнего воспитания, а также в работе различных центров дошкольного развития.
Риски Проекта и меры по их устранению.
В ходе работы над Проектом я могу столкнуться с рядом трудностей: во-первых, составленная мною программа коррекции и развития эмоциональной сферы не была ранее апробирована и используется впервые в практической деятельности, поэтому в ходе реализации возможны изменения плана занятий или их корректировка, во-вторых, сенсорное восприятие у детей старшего дошкольного возраста возможно развито поверхностно и неполноценно, что требует дополнительных мероприятий по развитию сенсорной культуры детей.
Календарно-тематический план по Проекту «Путешествие в мир эмоций»
для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Олененок» на 2016 – 2017 учебный год.
№
Месяц
Вид деятельности
Тема
1
Сентябрь
1. Психодиагностическое обследование
Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
«Тест руки»
Тест «Несуществующее животное»
Методика «Эталоны»
2. Игровые сеансы
«Знакомство с волшебной комнатой»
«Страна Фантазия»
«Цветное настроение»
Сказкотерапия
2
Октябрь
1. Семинар-практикум с педагогами
«Использование сенсорных модулей для комплексного воздействия на органы чувств детей дошкольного возраста»
2. Игровые сеансы
«Большое Путешествие»
Музыкальная мозаика
«Необитаемый остров»
«Пуговичное озеро»
3
Ноябрь
1. Игровые сеансы
«Дружба начинается с улыбки»
«Помощь друзей»
«С кем я хочу дружить»
Сказкотерапия
4
Декабрь
1. Консультация с элементами тренинга для родителей
«Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»»
2. Игровые сеансы
«Наши ощущения»
«В мире запахов»
«Будьте внимательны»
«Прогулка по волшебному лесу»
5
Январь
1. Игровые сеансы
«Давайте представим»
«Я – хозяин своих чувств»
«Маленькие привидения»
«У страха глаза велики»
6
Февраль
1. Открытое занятие в детском саду
«Мастерица Искорка»
2. Игровые сеансы
«Каменный город»
«Каменный город» (продолжение)
«Волшебный лес»
«Волшебный лес» (продолжение)
7
Март
1. Игровые сеансы
«Путешествие на голубую звезду»
«Путешествие в страну «Что Я могу»
«Морское путешествие»
«Путешествие на необитаемый остров»
8
Апрель
1. Открытое занятие в детском саду
«Сквер Анютиных глазок»
2. Игровые сеансы
«Город Цветов»
«Улица Васильков»
«Парк Хризантем»
«Аллея Незабудок»
9
Май
1. Игровые сеансы
«Енот»
«Насекомые»
«Полет птиц»
«Котята»
2. Итоговая психодиагностика
Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
«Тест руки»
Тест «Несуществующее животное»
Список литературы:
1. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. – М.: АРКТИ, 2006 .
3. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2005.
5. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. - М.: Генезис, 2003.
6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005.
7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
8. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительные группы / авт.-сост. М. В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2012.
9. Ильина М.В. чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.