Инновационные формы воспитания толерантности у дошкольников
Инновационные формы воспитания толерантности у дошкольников
В статье автор описывает систему работы по воспитанию толерантности у детией дошкольного возраста основанную на активном взаимодействии с людьми-инвалидами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы воспитания толерантности у дошкольников»
Инновационные формы воспитания толерантности у дошкольников
Последние десятилетия сделали наше общество более открытым – на улицах появились люди с особенностями, которых на бытовом уровне принято называть инвалидами, а у нас в системе образования – людьми с ОВЗ. Это явление говорит о том, что никому не выписана «страховка на всю жизнь» и о том, что разным людям нужно уметь жить в одном пространстве. И родители, и педагоги знают, что когда-нибудь каждый ребенок в той или иной ситуации встретит не похожего на него человека. У детей нет чувства предубежденности перед «другими», но его очень часто закладывают в сознание ребенка взрослые, не сумевшие вовремя и правильно рассказать ему о том, что все люди разные. От того, какую информацию получит ребенок от взрослых, во многом будет зависеть и его отношение к в чем-то отличающимся людям в дальнейшем. Предвосхищая возможные затруднения в объяснении различий, педагоги МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 94 «Улыбка» реализуют общесадовый проект «Мы вместе», который последние несколько лет стал социо-культурной традицией нашего детского сада. Для этого наладили дружеские связи с Новгородским центром поддержки инвалидов «Родничок» (воспитанники центра «Родничок» - люди с ОВЗ от 15 лет и старше).
Старт нашей работе (а вскоре и дружбе) дало знакомство с двумя молодыми людьми, из-за травм позвоночника пользующимися инвалидными колясками. Мы показали детям их фотографии и сообщили, что эти взрослые ребята хотят подружиться с нами. Сам факт того, что два взрослых (!) парня (!) хотят дружить с ними, в общем-то, еще дошкольниками, вызвал у детей ажиотаж. Начались активные разговоры:
- «Посмотрите, он почему-то сидит в кресле с колесами. Я видел таких людей на улице, и мама мне сказала, что это больной человек»;
- «Когда я спросила у мамы, почему дядя так плохо ходит, то она мне сказала, что он плохо ел в детстве и теперь вот такой больной»;
-«А мне мама мне не разрешает смотреть на таких людей».
Уже первые высказывания детей говорили о том, что дети сторонятся людей чем-либо отличающихся от них самих, общение с ними не поддерживается родителями, у ребят крайне ограниченные и даже искаженные представления об этих людях. Кроме того, мы поняли, что нам предстоит серьезная работа и с родителями, вольно (или не вольно) закладывающими в сознание своих детей чувство неприятия других. Чтобы справиться с этими задачами, мы вместе с педагогами центра «Родничок» приняли решение: начинать нужно с обсуждения с детьми того, какими бывают люди (внешне, по характеру, по своим умениям и талантам), чем они отличаются и чем похожи на других, почему хорошо, когда рядом разные люди. После того, как в сознании и чувствах детей появилось убежденность, что рыжие и черноволосые, смешливые и грустные, умеющие и не умеющие кататься на скейтборде – такие же отличия, как и то, что один человек может, например, ходить (бегать, прыгать) самостоятельно, а другому нужна помощь (палочка, кресло, ходунки). Мы всегда старались пользоваться формулой «зато» – «Ваня не может ходить, зато он умеет…»; Дима не может сам справиться с …, но он прекрасно…» и т.п. Наша задача заключалась в том, чтобы дети поняли и почувствовали наше уважение к людям с ОВЗ, чтобы дети прониклись к ним уважением – «а вот попробуйте-ка сделать то-то, если у вас не работают …», чтобы ребята поняли – эти, отличающееся от них люди, могут делать то, чего не могут не только они сами, но и некоторые другие взрослые. Внимание к настроениям и высказываниям детей дали нам сигнал, когда можно переходить к активным действиям и приглашать в гости воспитанников центра «Родничок». Наконец, Дима и Вова у нас в гостях. Дети сами рассказывали о жизни в детском саду, о своих увлечениях, семьях и расспрашивали об этом гостей. Вечером можно было услышать такие рассказы в раздевалке: «Мама, сегодня у нас в гостях был Дима. У него не получалось заехать к нам в группу, и мы ему помогли. Потом мы с ним играли, было так весело. Мы старались так бросать Диме мяч, чтобы он мог его поймать, не вставая с кресла. Дима не может без кресла ходить – ему трудно». «Сегодня я играл в мой любимый футбол с Вовой. Вова ходить не может, поэтому играли в настольный. Вова знает всех футболистов нашей сборной, а я еще не всех выучил». «Сначала я боялась подойти, а потом нет. Вова читал про Мойдодыра, и мне понравилось, как он читает».
Прошло еще время и, наконец, мы предложили детям посетить центр «Родничок» и показать концерт. Ребята принялись обсуждать, какие номера они готовы будут показать. В день концерта и родители детей захотели пойти в гости. Мы, конечно, переживали за то, как дети (и родители!) воспримут всех остальных воспитанников центра. Но, к нашему удивлению, все свободно и благожелательно общались, с удовольствием исполняли свои номера, вместе играли в игры, исполняли музыкальные композиции на детских музыкальных инструментах. Первый наш выход оказался удачным. В детском саду мы предложили детям нарисовать рисунки «Мы в «Родничке» и через день дети получил работы, выполненные в светлых, радужных тонах. Мы попросили ребят прокомментировать свои работы и вот что услышали: «Мне очень понравилось. Я нарисовала то, как мы играли в игру об овощах и все выиграли». «Вчера мне мама сказала, что мы пойдем выступать в гости к Вове и Диме, но там еще будут другие люди. Я играл со всеми и нарисовал свою игру».
Родители детей также комментировали первый опыт общения с воспитанника «Родничка»: «Я знаю, что центр «Родничок» поддерживает инвалидов с тяжелыми нарушениями и очень переживала, что мой ребенок будет участвовать в таком мероприятии. Поэтому я и решила сопровождать детей. Но я увидела, что между детьми и воспитанника центра нет страха. Все играют, танцуют, поют, держат друг друга за руки, веселятся… В тот момент я поняла, что это и есть «толерантность», о которой говорят. И дети, которые принимают участие в празднике, никогда не отвернуться от инвалидов».
Получив такой положительный опыт, мы стали более смелыми и уверенными в правильности выбранного нами дела. Теперь мы вместе проводим некоторые праздники – приглашаем гостей на «Новый год». В середине декабря мы разместили в детском саду «Почтовый ящик «Деда Мороза» и обнаружили в нем большое количество пожеланий и поздравлений для воспитанников центра «Родничок». Одновременно нам сообщили, что воспитанники центра приносят подарки, сделанные своими руками, для воспитанников нашего ДОУ. Вот несколько слов из поздравительных открыток наших детей: «Скоро Новый Год, Я хочу пожелать моим друзьям здоровья и радости». «Желаю всем на Новый год красивую елку. Сколько огней на ней, пусть столько будет радости»; «Дима, я помню, что у тебя нет мамы. Моя мама поздравляет тебя с Новым Годом. Пусть все будет хорошо».
А что дальше? А дальше сами дети предложили делать вместе поделки, открытки, подарки к праздникам «День защитника отечества» и «Международный женский день». Мальчики и девочки с удовольствием обменивались способами рисования, вместе занимались квиллингом, плетением из бисера и т.д. Дошкольники самостоятельно провели мастер-класс для друзей из «Родничка» - объясняли этапы работы для изготовления той или иной поделки, при необходимости приходили на помощь, с удовольствием выполняли коллективные работы…
Вот стартовал новый 2016-2017 учебный год. Не дожидаясь осенних утренников, дети интересуются, когда же будет поездка в «Родничок»? Придумывают новые поделки для проведения мастер-классов, готовят открытки и подарки, выполненные своими руками. А воспитанники «Родничка» с нетерпением ждут нас в гости.
Все цели и задачи, которые педагоги ставили перед началом реализации проекта «Мы вместе» выполнены на 100%. А самое главное, что теперь мы твердо уверены – наши воспитанники, встретив человека с ограниченными возможностями здоровья, не отвернутся от него и всегда будут готовы прийти на помощь.