Интегрированная адаптационно-развивающая программа для детей 5-7 лет
Интегрированная адаптационно-развивающая программа для детей 5-7 лет
Цель: создание условий для формирования и развития творческих способностей детей, общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированная адаптационно-развивающая программа для детей 5-7 лет»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
«Центр дополнительного образования детей»
«Принята» «Утверждаю»
на заседании методического совета Директор ЦДОД
Протокол № ______ _______ Щаднева М.Е
Интегрированная адаптационно-развивающая программа
в дошкольном клубе «Солнышко»
«СОЛНЕЧНЫЙ МИР ВОКРУГ»
возраст детей 5 – 7 лет
Срок реализации программы 2 года
Автор:
педагог
дополнительного образования
Иванова С.Н.
г. Ростов-на-Дону
2017 г.
Введение
Детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
У нашего клубного объединения очень тёплое, солнечное название «Солнышко». С давних пор считалось, что именно солнце играет самую важную роль в мироздании, оно – средоточие силы, жизни, кипучей энергии и плодородия. Солнцеворот – так называют путь земного светила. Каждый ребенок имеет свою миссию в этом мире. Для него определен личный его путь. Задача педагога - вести его по этому пути. Данная программа успешно реализуется в дошкольном клубе «Солнышко» на базе МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района города Ростова-на-Дону уже более 20 лет.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ст. 64 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечение адаптации к жизни в обществе (ст. 75 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
Пояснительная записка
Социальная поддержка в развитии адаптационных умений детей выступает сегодня одной из актуальных педагогических проблем. Это объясняется, прежде всего, противоречием между возросшими требованиями, предъявляемыми со стороны общества к социальной адаптации дошкольников, и отчуждённостью знаний, умений и навыков, получаемых ими в образовательных учреждениях, порой не способствующих успешному включению детей в социум.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.
Развивающая работа с детьми, не готовыми к школьному обучению, будет более успешной, если сами дети захотят учиться тому, что предложит им взрослый. Исходя из этого, представленная программа «Солнечный мир вокруг» отличается высокой динамичностью, так как включает целый комплекс занятий на разностороннее развитие, в том числе интеллектуально-развивающие игры и задания.
Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из фундаментальных положений программы, является раннее развитие способностей дошкольника. На каждой ступени развития, ребенок выступает как целостная система, каждая сторона которой неповторима и связана с другими чертами и сторонами этой личности.
Дополнительному образованию необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из дошкольного возраста, сохранит интерес к познанию в условиях школьного обучения. Поэтому был создан комплекс занятий, в котором все предметы связаны между собой общей темой.
Наша программа основана на принципах интегрированного обучения, в котором дети овладевают знаниями, умениями и навыками через окружающую их действительность. Содержание программы строится с учетом регионального компонента: мир родного языка и народного творчества, мир взаимоотношений природы и людей, мир музыки и танца. Поэтому в интегрированную программу включен следующий комплекс занятий для дошкольников:
Развитие речи
Формирование элементарных математических представлений
Обучение английскому языку
Психоэмоциональное развитие
Окружающий мир
Прикладной труд
Рисование
Ритмическая гимнастика
Музыкально-эстетическое развитие
В настоящее время актуальной проблемой, является проблема преемственности дошкольного и начального школьного периода детства, так как именно в это время закладывается «ядро» личности ребенка, его универсальных способностей. Большой процент детей не посещают дошкольные учреждения. Школа оказывается первым образовательным институтом для этой категории детей, которые являются порой неготовыми с требованиями школьной жизни. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной программы, которая помогает адаптироваться детям в школе, сделать первые недели пребывания ребенка и более комфортными.
Воспитательный аспект программы «Солнечный мир вокруг» направлен на активное приобщение детей к творческой, культурно–досуговой деятельности благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с такого рода деятельностью соприкасаться. Приобщение детей к базовым национальным и культурным ценностям способствует развитию их духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне развития человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет их развитие.
Будучи связанным с культурой, основанный на ней социально-педагогический аспект воспитания вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на принципах овладения культурным наследием через общение, мыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны.
Как ненавязчиво, доходчиво и грамотно донести до детей великую радость познания и сотворчества, которое природой заложено в них? Это, несомненно, скажется в деле воспитания национального самосознания подрастающего поколения. Сейчас это сделать не так просто в силу следующих причин:
смена вех: от педагогики XX века к педагогике XXI века;
смена эпох: постиндустриальная – социальная;
нестабильность сегодняшнего общества на нашей планете Земля.
Программа основывается на следующих приоритетах:
Учебно-воспитательный процесс должен доставлять детям радость, удивление окружающим миром, восхищение людьми и событиями.
Трудолюбие, как ценное человеческое качество, прививается с первых дней пребывания ребенка в детском объединении.
Большое место имеет приобщение детей к духовно-нравственным ценностям.
Направленность программы: интегрированная адаптационно-развивающая. Тонкий синтез восьми образовательных программ дал жизнь данной программе, которая успешно реализуется с использованием новых, современных форм и технологий, представленных в методическом блоке и организации деятельности.
Программа направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка и по результатам диагностик ведёт к успешной адаптации детей к обучению в школе.
Новизна программы заключается в содержании воспитательных задач, которые реализуются в массовой досуговой-развлекательной деятельности.
Семьи воспитанников принимают с большим интересом активное участие в жизни детских коллективов. Дети, педагоги и родители составляют единое ядро учебно-воспитательного процесса. Программа является «открытой», т.е. позволяет выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным и социально полезным особенностям региона, традициям и условиям нашего учреждения, возможностям и интересам воспитанников, родителей, педагогов.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что доминирующее значение имеет направленность данной программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру. Овладение основами знаний, получение опыта эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут детям при освоении межпредметных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Программа призвана обеспечить создание целостной культурно-образовательной и социально-воспитательной среды для личностного самовыражения дошкольников, базируется на интересе детей, учитывает их творческие возможности, стимулирует его самообразование и саморазвитие, помогает сформировать собственную ценностную позицию.
Ценности это то, что ценно для человека в жизни. Ради чего он живет и совершает поступки, что его вдохновляет и наполняет желанием идти вперед, через что он не может переступить и от чего не готов отказаться.
Некоторые ценности остаются на всю жизнь, некоторые меняются. Поэтому особенно важно дать детям такие ориентиры, по которым они смогли бы составить свою «шкалу ценностей» и сверять по ней свои поступки. Человек может влиять на людей в том случае, если он соединен со своими ценностями. Тогда никто не сможет им управлять, и он сам выбирает, что ему делать. На ценностях мир строится.
Перечисленное выше, дало установку для определения цели и, исходя из неё, постановки задач программы «Солнечный мир вокруг», и далее, поурочного планирования и составлении календаря досуговых мероприятий.
Основные принципы, заложенные в программу:
Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине.
Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда дети осознают цели обучения.
Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с возрастом дошкольников, возрастными особенностями, уровнем их развития.
Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы.
Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение происходит только в том случае, когда дети проявляют самостоятельную активность в обучении.
Цель и задачи программы «Солнечный мир вокруг»:
Цель: создание условий для формирования и развития творческих способностей детей, общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Эта цель осуществляется через решение таких задач как:
Развивающие:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Формирование произвольности и опосредованности основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности и к миру в целом;
Развитие способности детей к адекватной оценке результатов их собственной деятельности;
Обеспечение психофизиологического здоровья ребенка.
Образовательные:
Внедрение личностно-деятельностного подхода, наполненного значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, создающие условия для самореализации личности;
Способствование не только качественному усвоению знаний, умений, навыков по учебным предметам, но и формированию УУД и ключевых компетенций;
Формирование мотивации учения, приобретению универсальных навыков, необходимых для последующего обучения в школе.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных качеств личности, таких как доброта, милосердие, терпимость, отзывчивость, сострадание.
Поддержка у детей доверительных отношений к педагогам и родителям, индивидуальный личностный контакт с каждым ребенком;
Создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества в детском коллективе;
Воспитание бережного, созидательного отношения к окружающему миру, в котором они живут.
Формы и режим занятий.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие, которое проводится по группам. Состав группы - 15 человек.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая.
Комплекс занятий предусмотренных программой рассчитан на 2 года обучения детей. Данное обучение позволяет вести развитие ребенка параллельно с его возрастным статусом и принципом природосообразности:
1 год обучения: 5-6 лет
2 год обучения: 6-7 лет
Программа «Солнечный мир вокруг» строится в соответствии с принципами образовательной системы, главная цель которой – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.
а) Личностно - ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
Принцип развития. Целостное развитие личности дошкольника и готовность к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно - ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания программы. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное знание. Это его знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития детей.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно- ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Креативный принцип. Переносить сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение проблемных ситуаций.
Программа базируется на следующих основных линиях развития:
1) формирование произвольного поведения,
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности,
3) переход от эгоцентризма к децентрации (видеть мир с точки зрения другого человека),
4) мотивационная готовность.
При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области. Игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах данной программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка.
Интегрированная адаптационно-развивающая программа «Солнечный мир вокруг» входит в комплекс программ ЦДОД для дошкольников «Учусь, удивляясь и радуясь!»
Диагностические исследования показали, что дети имеют высокие показатели школьной готовности, интеллектуальных способностей. Результатом развития ребенка является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, готовность к школьному обучению.
Программа «Солнечный мир вокруг» включает в себя образовательные программы педагогов дополнительного образования:
«От А до Я» - развитие речи
«Считалочка» - элементарные математические представления
«Английский для малышей» - знакомство с английским языком
«Развиваем, познаём и учимся» - развитие психологических способностей
«Окружающий мир» - основы экологии
«Сотворим мир заново» - изобразительная деятельность
«Музыкальный калейдоскоп» - азы музыкального искусства
«Эстетика в движении» - развитие пластики и гибкости
Все эти образовательные программы тесно взаимосвязаны общей интегрированной темой. Гибкое расписание занятий позволяет ребятам чувствовать себя комфортно на занятиях.
Учебная программа рассчитана на работу с детьми с сентября по май. Процесс обучения осуществляется с использованием дошкольных видов деятельности. Педагогический коллектив имеет высшее педагогическое образование, с первую и высшую квалифицированную категорию. Коллектив владеет профессиональными умениями, может расположить к себе детей, установить открытые и доверительные отношения, чередовать развивающую работу по решению проблем с играми и упражнениями. Педагоги вносят личный вклад в повышение качества дополнительного образования на основе совершенствования методов обучения. Творческий коллектив, работает в тесном контакте с семьями своих воспитанников, пользуются заслуженным уважением и авторитетом.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Условия, при которых программа может быть реализована:
Любовь к детям, высокий профессионализм и общекультурный уровень педагогов.
Внедрения педагогического опыта и повышение квалификационного уровня педагогов:
Участие в конференциях, семинарах;
Проведения фестиваля открытых занятий;
Организации мастер-классов;
Выступлений на конференции;
Проведения Дней открытых дверей.
Сохранение постоянного контингента работающих педагогов-единомышленников.
Введение новых видов занятий, необходимых для реализации поставленных целей.
Использование разнообразных методов и форм обучения: спектакли, экскурсии, этические беседы, деловые игры, утренники.
Обеспечение клуба материально-технической базой, отвечающей современными требованиями (кабинеты, наглядные пособия, интерактивные доски).
Ожидаемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия.
ориентация на нравственное содержание;
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
способность к самооценке; эмпатия как понимание чувств людей;
этические чувства как регуляторы морального поведения (совесть);
Регулятивные универсальные учебные действия:
контролировать и оценивать свои действия;
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
Познавательные универсальные учебные действия:
удерживать полученную информацию;
строить речевое высказывание в устной форме;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить нравственные суждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
анализировать нравственную сферу своих поступков и поступков людей;
учитывать позицию собеседника, сотрудничать;
видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями, присоединяться к одной из них;
освоят разные социальные роли.
Воспитанники получат возможность для формирования нравственных норм:
обнаруживать взаимосвязи между людьми; человеком и природой; использовать их для бережного отношения к окружающему миру;
использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья, взаимоотношений;
создавать доброжелательный психологический климат;
строить суждение с установлением причинно-следственных связей.
Ожидаемый результат
Поставленная цель и вытекающая из неё задача, позволяет педагогам предположить каким результатам они придут:
свободные, самостоятельные, активные дети, способные отстаивать собственное мнение, достоинство и право на индивидуальность, проявляющие инициативу в деятельности и общении;
интеллектуально развитые, имеющие собственные познавательные интересы;
эмоционально отзывчивые на состояние других людей, а также на красоту окружающего мира и произведение искусства;
подготовленные к переходу в следующую возрастную группу, к учебе и жизни в следующей «социальной ситуации развития» - школе.
Ценностный потенциал
В основу программы положено “Золотое правило нравственности”: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе”, которое издревле известно в философских учениях многих народов. Педагогический коллектив определил для себя и детей следующие ценности:
семья,
дружба,
авторитет педагога,
доброта,
честность,
оптимизм,
аккуратность.
трудолюбие
Перечисленные ценности признаны в семьях многих дошкольников, на них воспитываются ни одно поколение воспитанников нашего клуба «Солнышко».
Мониторинг деятельности по программе
Согласно внутреннему Положению о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся ЦДОД Октябрьского района ежегодно проводится:
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация.
В образовательном процессе аттестация имеет такие функции как: учебная, воспитательная, развивающая, коррекционная.
Результативность оценивается по следующим уровням:
Высокий
Средний
Начальный.
При реализации программы «Солнечный мир вокруг» педагогами отслеживаются:
Активная целенаправленная познавательная деятельность учащихся, качественное усвоение знаний, умений, навыков в рамках учебной программы.
Приобщение к творческой деятельности детей.
Общее настроение созидания, сотворчества сообщества, объединяющее детей, родителей, педагогов.
Удовлетворенность участниками учебно-воспитательного процесса содержанием различных видов.
Показателями эффективности и непрерывности образовательного процесса в клубе является тот факт, что большая часть наших воспитанников, усвоив образовательные программы в клубных объединениях, выбирает или же продолжает обучение в различных кружках, секциях, творческих коллектива ЦДОД и после поступления в общеобразовательную школу.
А некоторые дети, проявляя особое стремление и старание, начинают посещать кружки с более глубоким изучением.
Ресурсное обеспечение проекта:
Клубное объединение «Солнышко» располагает интерактивными кабинетами, хореографическим залом, сенсорной комнатой. Воспитанники клуба имеют все необходимые учебно-тренировочные пособия. Технические средства обучения:
Компьютер
интерактивные доски
ксерокс
телевизоров
DVD-проигрыватель
музыкальные центры
спортивный инвентарь
Игротека
Декорации к праздникам
Костюмерная
Дидактический материал (раздаточный, демонстрационный).
Содержательные аспекты программы
Концептуальные положения, на которых базируется программа «Солнечный мир вокруг»
В последние годы, как в основном, так и в дополнительном образовании произошли достаточно существенные корректировки концептуальных задач, образовательных и воспитательных моделей организации деятельности/
Модернизация дополнительного образования предусматривает такой подход к решению многих насущных образовательных, социальных, психологических проблем при котором вектор воспитания и развития строится с учетом требований времени и нормативно-правовых документов.
Концептуальные положения перекликаются с воспитательными концепциями таких ученых как: Е.В Бондаревской, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой.
Духовно-нравственное воспитание противостоит педагогическим догмам в образовании и нацелено на воспитание человека, как носителя человеческой сущности, духа, а не функционера в человеческом сообществе.
Принятие такой теории и практики привело нас к отказу от традиций «массовой педагогики» и построения воспитательно-образовательного процесса, как индивидуально-творческой деятельности, в высшей степени «штучной» работы педагога.
Идея заключается в том, что мы можем и должны создать условия, для детей и подростков силами дополнительного образования и привлечения гибких, гуманистических педагогических технологий обеспечивающих воспитание эмоционально-окрашенного чувства любви и преданности наших обучающихся к историческому и культурному наследию России. На это нацелена интегрированная адаптационно-развивающая программа «Солнечный мир вокруг».
В основе нашей идеи лежит концепция воспитания поколения на «Базовых национальных ценностях», основанная на следующих принципах:
принцип природосообразности - учет природных и социокультурных процессов, в деле воспитания и образования детей;
принцип культуросообразности - воспитание основано на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями.
принцип эффективности социального взаимодействия - воспитание осуществляется в разновозрастном коллективе, что позволяет расширять сферу общения.
принцип концентрации развития и воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности - стратегия и тактика воспитания осуществляется на основе помощи ребенку в его освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении.
Реализация идеи возможна при погружении воспитанников в смысловую среду, поликультурное образовательное пространство через внедрение личностно-ориентированных технологий педагогического взаимодействия.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемой программе воспитание связано с культурой и понимается как совершенствования духовного мира воспитанника через познание и понимание истоков народной культуры.
Как создать смысловое пространство национального самосознания личности, основанного на системе базовых национальных ценностей, в реальной практике педагога дополнительного образования? Ценностное развитие предполагает процессы смыслосознавания и смыслообразования, понимаемые как становление у учащихся способности к раскрытию и созданию собственных смыслов их деятельности.
Следовательно, необходимо создание в учебном процессе педагогического взаимодействия на образно-эмоциональной основе, которое позволит учащимся познать ценность изучаемых объектов и явлений.
Анализ психолого-педагогических аспектов данной проблемы приводит нас к пониманию «эмоционального образа» в образовательном процессе как субъектного носителя эмоций, способствующего открытию учащимися собственного личностного смысла в учебной деятельности.
Осуществление смыслового развития учащихся возможно при погружении их в смысловую среду, поликультурное образовательное пространство. В связи с этим возникает проблема «конструирования такого содержания, в таком многообразии смыслов и смысловых оттенков, в которых бы сознание ребенка могло найти интересующие его смыслы».
Необходима интеграция науки и искусства в учебном познании. Включение в содержание учебных предметов любой научной направленности музыкальных мелодий, произведений изобразительного искусства, литературы, всякого рода схемы, макеты, модели, использование цветовой гаммы активизируют эмоциональную и непроизвольную память.
В содержании рассматривается 4 аспекта работы с детьми:
Образовательная деятельность
Коррекционная деятельность
Досуговая деятельность
Сотрудничество с родителями.
В детском объединении «СОЛНЫШКО» освоение программы основывается на принципах интегративного обучения и воспитания, где дети овладевают умения и навыками через окружающую их действительность. В комплекс образовательных занятий для дошкольников входит:
2. Образовательная деятельность
2.1.РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развивающая речевая среда.
- совершенствование речи, умения точно характеризовать объект, ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- помощь детям в освоении форм речевого этикета.
- поощрение самостоятельности суждений.
Формирование словаря.
- продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Звуковая культура речи.
- совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- отработка дикции: развитие умения внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Грамматический строй речи.
- совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- помощь детям в правильном построении сложноподчиненных предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
Связная речь.
- совершенствование диалогической и монологической форм речи.
- развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте.
- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-шаМа-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
- формирование умения составлять слова из слогов (устно).
Динамика развития речи ребёнка за 2014 – 2017 г.
2.2.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКАИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Количество и счет.
- совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20.
- закрепление понимания отношений между числами натурального ряда, умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному.
- формирование умения раскладывать число на дна меньших и составить из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- формирование умения на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение
Величина.
- закрепление умения делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета устанавливать соотношение целого и части.
- закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
- закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Форма.
- уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
- формирование представлений о многоугольнике ( на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
- закрепление умения моделировать геометрические фигуры; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.
Ориентировка в пространстве.
- формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности - знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой.
- формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева, направо, справа налево.
Ориентировка во времени.
- формирование элементарных представлений о времени: периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
- закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа
Динамика развития элементарных математических представлений
– 2017 г.
2.3. ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР
Первичные представления об объектах окружающего мира.
- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- приучать детей старательно, убирать всё на место после работы.
- приучать детей добросовестно выполнять обязанности.
- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Уважение к труду взрослых.
- продолжать знакомить детей с профессиями, связанными с нашим городом.
- развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Родная страна.
– расширять представление о родном крае, городе
- углублять и уточнять представления о Родине – России.
- закреплять знание о флаге, гербе гимне России.
- расширять знания о государственных праздниках.
Безопасное поведение в природе.
- формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- знакомить с явлениями неживой природы.
- знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
- знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- продолжать знакомить с дорожными знаками.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
- продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время.
- расширять знания об источниках опасности в быту.
- уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
- учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
«Мир вокруг нас»:
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧТЕНИЕ
Понимать основное содержание оригинального текста, выделять основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком.
АУДИРОВАНИЕ
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Понимание основных фактов, выделяя значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту.
ГОВОРЕНИЕ
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать: соответствие теме и разнообразие языковых средств, а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
ПИСЬМО
Соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста.
ГРАММАТИКА.
Понимание пройденных грамматических конструкций; использование пройденный материал, точно и уверенно демонстрируя понимание процессов образования грамматических конструкций.
Английский язык
2.5. РАЗВИТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Сенсорное развитие.
- развитие зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, сенсомоторных способностей.
- совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.
- закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету.
- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Развитие психических процессов
- развития мышления и восприятия
- развития словесно – логического мышления балла
- развития опосредованной памяти и образного мышления
-развития зрительно – моторной координации.
Развития общения детей со взрослыми
- умение слушать и слышать взрослого,
- умение следовать инструкции взрослого
Развития общения детей со сверстниками
- выполнение правил совместной деятельности,
- разрешение возникающих конфликтных состояний.
Развитие мотивационной готовности
- исследования внутренней позиции
- определение мотивов обучения
Социализация
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение состоятельно объединятся для совместной игры и труда.
- воспитывать организованность, коллективизм, уважение к старшим.
- воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; - воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.
«Я – ТЫ - МЫ»:
2.6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предметное рисование:
- продолжать учить изображать предметы по памяти, по представлению и с натуры, передавая их видовые и индивидуальные признаки.
- расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании
Сюжетное рисование:
- продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением;
- формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений.
Декоративное рисование:
- развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
- формирование умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепление умения создавать композиции на листах бумаги разной формы.
Лепка.
- формирование умения свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями.
Аппликация.
- совершенствование умения создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развитие чувства композиции (формирование умения красиво располагать).
- развитие умения составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному.
Художественный труд: работа с бумагой и картоном.
- закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях.
- совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
«Сотворим мир заново»:
2.7.ЭСТЕТИКА В ДВИЖЕНИИ
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что -то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
Подвижные игры
- учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками.
- развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (бадминтон, баскетбол).
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это высокий уровень.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.
2.8. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слушание.
- знакомство с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм): жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
- развитие мышления, фантазии, памяти, слуха.
- знакомство с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение.
- Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен в пределах от do первой октавы до ре второй октавы. Формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы; развитие артикуляции.
Песенное творчество.
- развитие умения самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально- ритмические движения.
- развитие навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
- Развитие танцевально-игрового творчества; формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Игра на детских музыкальных инструментах.
-совершенствование навыков игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах (трещотках, погремушках, треугольниках; умения исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле).
«Музыкальный затейник»
3.Коррекционная деятельность
Педагоги дошкольного клуба нацеливают родителей воспитанников на вектор развития современного дополнительного образования.
Процесс адаптации в условиях детского объединения
Установка родителей на выполнение основных режимных моментов ребенком.
Формирование мотивационной готовности детей к обучению (педагоги и родители)
Определение зоны ближайшего развития воспитанников.
Принятие позиции педагога в учебном процессе.
Разрешение конфликтных ситуаций (различного типа).
Установка на выполнение норм и правил поведения детского коллектива.
Обозначить регулятивные функции на занятиях.
Развитие интеллектуальных качеств.
Коррекция уровня развития психоэмоциональной сферы.
Выявление одаренных детей, их последующее сопровождение.
Коррекционная работа с семьями «группы риска» (неполные, многодетные, малоимущие)
Эта деятельность направлена на то, чтобы сложился эмоционально- благополучный и психически-устойчивый коллектив, которому будет посильно решение поставленных перед ним задач. Это приведёт к главной цели – реализации в полной мере комплексной, адаптационно-развивающей программы, дающей каждому воспитаннику, её освоившему, твердую уверенность в том, что он активно войдёт в образовательную школьную систему.
Педагоги дают рекомендации по использованию по привлечению компетенций детей в процессе дошкольного образования.
4. Досуговая деятельность
Процесс обучения дополняет и расширяет досуговая деятельность детей, организуемая педагогами совместно с родителями. Этот вид деятельности даёт возможность проявление лучших качеств детей: артистические, организаторские, ораторские, импровизационные.
Праздники
Досугово-познавательные
Игровые шоу
Тематические мероприятия
Спортивно-развлекательные мероприятия
Концерт (благотворительный, праздничный, отчётные)
Элементы театрализации (спектакли, пальчиковый театр)
Презентации
Олимпиады и конкурсы (различного уровня)
В клубном объединении создана атмосфера семейного домашнего уклада, родители активно помогают педагогам в учебном процессе, в подготовке к семейным праздникам и организации досуга. Особыми традициями стало проведения детских праздников в клубе «СОЛНЫШКО», которые проводятся ежегодно:
«Посвящение в ученики»
«Осенний калейдоскоп»
«День Матери»
«Новогодний карнавал»
«День святого Валентина»
«Защитники Отечества»
«Масленица»
«Праздник для всех мам и бабушек!»
«Спасибо Деду – за Победу!»
«Выпускной бал».
5.Сотрудничество с родителями
Для родителей и (или) законных представителей детей организовывается предварительная работа педагоги, с целью ознакомление и введения их в режим учебно-воспитательную деятельность дошкольного клуба «СОЛНЫШКО».
В начале, проводится собеседование и анкетирование, для того, чтобы иметь информацию об окружении детей в семье: бытовых условий, определение стилей в воспитании и родительских установок на предстоящий воспитательный процесс.
При желании родители могут ознакомиться с программами педагогов (8 программ), с материально-технической базой и побеседовать с каждым из педагогов.
Психолого-педагогическая помощь по индивидуальным заявкам.
Цикл познавательных занятий «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Сотрудничество с родителями даёт педагогам возможность увидеть в каждом ребёнке своё «Я», открыть в нём неповторимые черты, выявить и развить индивидуальные способности, приобщить детей к творчеству.
А родители, в свою очередь, приобретают неоценимый опыт в воспитании и обучении своих детей.
Вовремя оказываемая психолого-педагогическая помощь имеет действенное значение, как для родителя, так и для педагога.
УМК для дошкольников 1 года обучения
Учебник «Букварь» Н.С. Жукова
«АЗБУКА прописи» часть 1, 2, 3, 4
Серия книг «Школа до школы», автор И.Г. Медеева
Рабочая тетрадь Л.Г. Петерсон
«Игралочка» - часть 1, 2 изд. ЮВЕНТА
Серия «Рабочие тетради дошкольника»
СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ
«Математика малышам» - часть 1, 2 (для детей 4-5 лет)
Шишкова И.А. Вербовская М.Е.
«Английский язык для малышей»
под редакцией Бонк – учебник (4-6 лет)
Серия «Рабочие тетради дошкольника»
СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ
«Тетрадь по английскому языку» - часть 1, 2
Рабочая тетрадь «Изучаю мир вокруг» 5 – 6 лет
1 – 2 часть Серия «Ломоносовская школа»
Рабочая тетрадь Н.А. Сапрыкина
«Рабочая тетрадь дошкольника»
(субботняя школа) 5 – 7 лет. Баро-пресс
УМК для дошкольников 2 года обучения
1. Н.Н. Павлова «Букварь с крупными буквами»Изд. ЭКСМО
2. «Прописи по русскому языку для дошкольников и младших школьников». Автор Сычева Г.Н. серия «Школа развития» изд. Феникс
3. Серия «Рабочие тетради дошкольника» СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ
4. «Раз – ступенька,два ступенька» (1, 2 часть)
Л.Г. Петерсон, издательство ЮВЕНТА
5. Серия «Рабочие тетради дошкольника» СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ
«Математика» (части 1, 2)
6. БиболетоваМ.З.«Английский с удовольствием»
1 год обучения, Рабочая тетрадь
7. Рабочая тетрадь: «Изучаю мир вокруг» 6 – 7 лет
1 – 2 часть Серия «Ломоносовская школа»
8. Серия «Школа для дошколят» 6-7 лет,
авторы: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
«Развиваем внимание»
«Развиваем мышление»
9. «Информатика» (части 1 и 2 )
Серия «Рабочие тетради дошкольника», СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов
Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. - М., 1981.
Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 1998.
Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.
Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.
Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989.
Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе // Дошкольное воспитание. - 1987. - №2.
Эмоциональное развитие дошкольника / Под.ред. А.С. Кошелевой. - М., 1987.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для детей.
Русские народные сказки:
Курочка Ряба
Репка
Колобок
Теремок
Гуси-лебеди
Кот, петух и лиса
Волк и семеро козлят
Три медведя
Два жадных медвежонка
Бычок – солянок бочок
Пых
Лисичка со скалочкой
Морозко
Маша и медведь
Снегурочка
Зимовье зверей
По щучьему веленью
Заяц – Хваста
Петушок и бобовое зернышко
Крошечка-Хаврошечка
Лягушка – царевна
Иван-царевич и серый волк
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Баба – Яга
Аленький цветочек.
Литературные произведения:
Сутеев В. «Сказки и картинки».
Чуковский К. Сказки и стихи
Маршак С. Стихи, песни, загадки.
Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».
Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».
Мориц Ю. «Стихи».
Левин В. «Глупая лошадь» (стихи).
Пушкин А. «Сказки», отрывки или целиком.
Стихи русских поэтов - В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев.
Токмакова И. «Карусель».
Ушинский К. «Сказки».
Толстой Л. Басни и рассказы из «Азбуки».
Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки»
Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.
Толстой Л. Рассказы для маленьких детей.
Ушинский К. Рассказы о животных, о детях
Благинина Е. Стихи о природе, о маме.
Хармс Д. «Стихи».
Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз»
Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот»,
Фадеева М. Смирнов А. «Приключения Петрушки»
Джани Родари “Чипполино”
Конопницка М. «Сиротка Марыся и гномы»
Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка»
Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
Глоссарий
Адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.Начало формы
Конец формы
Классификация - мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам.
Коммуникативное умение - освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения.
Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального. Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении. Методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения. Методы обучения - способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач. Мониторинг в образовании - специально организованное постоянное наблюдение, контроль за состоянием каких-либо процессов в образовании. Мотивы учения - система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное отношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.
Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Принцип обучения - основополагающее требование к учебному процессу. Принцип обучения - это знание сущности, содержания, структуры учебного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде норм деятельности, рекомендаций для практики. Принципы воспитания - основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания в соответствии с его целями и закономерностями. Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Самообразование - активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных. Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников. Педагогическая технология - научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Умение - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.