Основная: Вос-ль:(читает на фоне тихо звучащей музыки) Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней, Не спугнуть бы нам его. Входит Муз. Руководитель, в руках у нее волшебная палочка в форме скрипичного ключа. М.Р.: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! Вам понравилась музыка, с которой я к вам зашла? Музыка не всегда звучит одинаково, у нее тоже есть свои краски. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. «Громко» и «тихо» - это динамические краски, или динамические оттенки. Вспомните, как музыканты обозначают громкую и тихую музыку? Самое время пригласить вас в другую сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней главный музыкальный знак… М.Р.: - Во мгле поднялась средь деревьев гора, Пещерой под землю уходит она, Горбатый король в той пещере живет, Со свитой своею сюда он идет. Средь мрачных камней горы неприступной Чернеет туннель, лишь для храбрых доступный. Зловещие звуки звучат тут и там… Так кто же сюда приближается к нам? М.Р.: - Вы догадались, о какой сказочной музыке идет речь? - Вспомните, кто ее написал? Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки, ее динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные цветные веера. Возьмите их в руки, присаживайтесь на стулья. Откройте синий цвет, когда услышите очень тихую музыку, зеленый – когда музыка будет звучать не очень тихо, желтый – умеренно громко, ну а красный цвет – когда музыка будет звучать очень громко. (по взмаху волшебной палочки звучит пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига.) М.Р.: - С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Для тихого кота я предлагаю взять маленькие маракасы, для громкого – румбы. Тихие мыши – «воздушные маракасы», громкие – шаркунчики. М.Р.: - Подготовились? А теперь слушаем всю сказку. Жил кот Василий. Ленивый был кот. Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил, Громко, настойчиво кушать просил Да потихоньку на печке храпел- Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон вот такой: Будто затеял с мышами он бой. Громко крича, он их всех исцарапал Своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: - Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь!» - И врассыпную они понеслись. А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что: Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки, Потом, очень тихо смеясь над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, очень громко чихнул, Потом повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, До вечера громко над ним потешались! М.Р.: - Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр. - Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать? - А свои голоса вы можете угадать по тембру? Вспомним игру «Узнай по голосу» Считалочкой выбирается дирижер: Тише, тише, все друзья, Вы послушайте меня. Чтоб настроить этот хор, Нужен чуткий дирижер! Дирижер считалочкой выбирает водящего: Что вы плачете, ворона? Кто обидел? Дирижер? Чем же мог он вас обидеть? Не берет солисткой в хор! Водящий выходит за круг, закрывает глаза. Дирижер: Я назначен дирижером, Весь оркестр в руках держу! За моей рукой следите, Все , что надо, покажу! Без меня не начинайте! Палочкой взмахну – вступайте! Звучит эстонская народная мелодия «У каждого свой музыкальный инструмент» После игры Муз. Рук. предлагает детям сесть на стульчики. М.Р.: - Послушайте, а в этой музыке какая краска главная? (звучит фрагмент «Юморески» А. Дворжака. - Если будете внимательны, то сможете прохлопать этот ритм в ладоши. (исполняет на рояле фрагмент «Юморески») - Молодцы! А сможете простучать ритмический рисунок кубиками? - Вспомним наше любимое упражнение с кубиками. Пожалуйста, подготовьтесь к нему! Положите кубики на место. Я прочту вам коротенький стишок. Эти кубики возьмем, Потанцуем и споем! (И на место отнесем) - Запомнили? - А кто придумает песенку на эти слова и споет ее с ускорением? М.Р.: - К такому заданию мы еще вернемся. Только вы запомните: когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска называется «темпом» - Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал, но попасть туда непросто. В пути нас будет сопровождать танцевальная, бальная музыка. Будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях. (звучит «Вальс» Ф. Шопена (или «Сентиментальный вальс» П. Чайковского) М.Р.: - Вы, молодцы, услышали изменения темпа в музыке. А сегодня я хочу, чтобы вы запомнили, как музыканты обозначают умеренный и быстрый темпы. Умеренный, спокойный темп – анданте. Быстрый – аллегро. (звучит волшебная музыка) |