kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное занятие "Юрта и горница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Давным-давно это было. – Двум молодым, красивым  джигитам очень хотелось найти своё счастье.  Решили  они  отправиться искать его по всему белому свету.  Год за годом они ходили  по земле, много прошли  стран и городов, а счастья всё никак не находил.  Решили  они  вернуться домой.  А куда идти, где их Родина, никак вспомнить не могли.  Присели  они  на камень, повесили головы  ниже плеч и горько заплакали.

        Вдруг перед ним, откуда ни возьмись, предстал старец:

-О чём печалитесь  джигиты? Ведь вы уже не молоды, а всё ещё бродите по свету.  Видимо – вы чужестранцы?  Где вы живёте?

-Я не знаю…, где-то далеко-далеко.

-А как зовут твой народ?

-Не знаю….

-Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа.

…Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе.  Подумав немного, он протянул старцу сумку.

-Вот, посмотрите, с этими предметами я никогда не расставался в дороге».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие "Юрта и горница"»


Юрта и горница.


Образовательные области: Социум. Творчество.
Раздел: Ознакомление с окружающим.

Тема: Юрта и горница.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой и юртой – жилищами семьи, с предметами старинного быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, стихами, загадками, частушками.  Словами, которые использовались в быту в русской избе и казахской юрте.

  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

  • Воспитывать любовь и уважение, эмоциональную отзывчивость к культуре, народным традициям и быту разных народов.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар. Билингвальный компонент: «кереге» - деревянная решетка, части купола – «шаңырак» и жерди – «үық», сандық – сундук, коржын (сумка с двумя карманами), аяқ кап (подвесная сумка для хранения посуды), войлочные ковры – текемет, войлочные ковры с аппликациями – сырмақ. 

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций в книгах с изображением старинных народных предметов быта. Разучивание игр, пословиц, поговорок, загадок. Чтение народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол,  старинная посуда, прялка и др.) ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар.

уголок казахской юрты с предметами быта (сандық – сундук, аяқ кап (подвесная сумка для хранения посуды), войлочные ковры – текемет). 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Круг приветствия «Букет доброты».


  1. Хотите послушать одну удивительную притчу?

        

        «Давным-давно это было. – Двум молодым, красивым джигитам очень хотелось найти своё счастье.  Решили они отправиться искать его по всему белому свету.  Год за годом они ходили по земле, много прошли стран и городов, а счастья всё никак не находил.  Решили они вернуться домой.  А куда идти, где их Родина, никак вспомнить не могли.  Присели они на камень, повесили головы ниже плеч и горько заплакали.

        Вдруг перед ним, откуда ни возьмись, предстал старец:

-О чём печалитесь джигиты? Ведь вы уже не молоды, а всё ещё бродите по свету.  Видимо – вы чужестранцы?  Где вы живёте?

-Я не знаю…, где-то далеко-далеко.

-А как зовут твой народ?

-Не знаю….

-Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа.

Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе.  Подумав немного, он протянул старцу сумку.

-Вот, посмотрите, с этими предметами я никогда не расставался в дороге».

-Ребята, посмотрим, предметы быта какого народа лежат в этой красивой дорожной сумке. Что это?

Дети называют предметы одежды, просят джигита надеть ее.

    

- Предметы какого народа сохранил при себе джигит? (Казахского народа).


-Давайте вместе поможем джигиту вспомнить его Родину, традиции и обычаи великого казахского народа.  

-Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.

-Национальное жилище казахского народа – юрта, её удобно было перевозить, потому что она складывается.

-Казахи – мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт дастархан.

-Казахский народ почитает и уважает старших.

3. Рассказ о юрте,  презентация.


Посмотрите внимательно и в нашей юрте есть предметы быта, которые служили казахскому народу.


Дети вместе с джигитом рассматривают убранство юрты: сандық – сундук, коржын (сумка с двумя карманами), аяқ кап (подвесная сумка для хранения посуды), войлочные ковры – текемет, войлочные ковры с аппликациями – сырмақ. 
Юрта – разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» - деревянная решетка, купола – «шаңырак» и жердей – «үық». Каркас юрты покрывался войлоком. 
Юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. 
Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты – «төр» для гостей и заслуженных людей.

Работа с детьми после просмотра презентации: игра «Назови предмет». - қоржын (дорожная сумка),

        -орнек (орнамент, которым украшен қоржын),

        -торсық (сосуд для кумыса, шубата, айрана; сделан из козьей шкуры и напиток остаётся прохладным даже в жару),

        -тостаған (деревянная чашка для холодных напитков),

        -кесе (пиала для чая),

        -касық (деревянная ложка),

        -қумған (кувшин для мытья),

        -домбыра, қобыз народные казахские инструменты).


Педагог предлагает дальше послушать притчу:

«-И сказал старец: «На чужбину попав, поймёшь, как дорога Родина». Помни, как нужна Родина каждому человеку. Твоя Родина – Казахстан.

«И увидел старец:

-Посветлели глаза джигита, высохли слёзы.  Чувствует он, что ждёт его матушка – Родная земля.  Зовут домой величавые горы, забилось радостно сердце и душа запела.

Помогли и вы ему вспомнить свой народ, мать родную, степи бескрайние, песни протяжные.  Поблагодарил он вас, друзья, меня – старца и отправился скорее в путь, на свою Родину».


  1. Педагог предлагает детям поиграть в казахскую подвижную игру «Займи юрту». 
    На полу разложены обручи – юрты. 
    Солнце яркое взойдет (дети веселятся, идут по кругу) 
    В степь весеннюю зовет. 
    Бай, бай, балақай, 
    Қазақ үйге жүгір-ай! (бегут в «юрты» - обручи) 
    Под шаңырак мы дружно встанем 
    И лучи его потянем (тянут руки вверх) 
    Потанцуем, попоем, (танцуют) 
    Очень весело живем! 


  1. -Ребята, посмотрим предметы быта какого народа лежат в этой красивой дорожной сумке у второго путника. Что это?

Дети называют:

- Предметы какого народа сохранил при себе этот человек? (Русского народа).


  1. Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
    Дети садятся на лавки возле экрана для просмотра презентации «Русская изба, горница».

  2. Педагог (после просмотра презентации): 
    Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. Кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать:

Стоит жилище 
деревянные бочища, 
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).

Зимой нет, теплей, 
Летом нет, холодней (печь).


Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).


Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра, 
На плечах дугой повисло. 
Держит ведра... (коромысло).


Он как круглая кастрюля 
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).


Выпускает жаркий пар 
Древний чайник... (самовар).


Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили. 
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).

  1. Частушки в исполнении детей

Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде? 
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать, 
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора, 
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.

Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи 
Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели 
Хорошо ли, плохо ли. 
А теперь мы вас попросим, 
Чтоб вы нам похлопали!


«-И сказал старец: «На чужбину попав, поймёшь, как дорога Родина». Помни, как нужна Родина каждому человеку. Твоя Родина – Россия.

«И увидел старец:

-Посветлели глаза молодого человека, высохли слёзы.  Чувствует он, что ждёт его матушка – Родная земля.  Зовут домой величавые горы, забилось радостно сердце и душа запела.

Помогли и вы ему вспомнить свой народ, мать родную, леса густые, озера голубые, песни веселые.  Поблагодарил он вас, друзья, меня – старца и отправился скорее в путь, на свою Родину».


  1. Педагог предлагает детям нарисовать места, где живут наши путешественники, на светящихся планшетах песком. Дети рисуют «Родной аул» и «Деревенька моя», затем проговаривают слова: «Ты зажмурься и три раза повернись, а теперь глаза открой и улыбнись!» - планшеты освещают рисунки детей.

10. Старец обращается к детям: что чувствует человек, вернувшись на Родину?

-А какие пословицы о Родине знаете вы?»

  • Дети называют казахские пословицы:

        -«Гусь тоскует по озеру родному, а человек по Родине»

        -«Человек без Родины, что соловей без сада»

        -«Человек без Родины, что птица без крыльев»

        -«Туған жер – алтын бесік». «Родная земля – золотая колыбель»

        -«Отан оттан да ыстык». «Родина греет жарче огня»

        -«От Родины веет теплом, от чужбины – холодом»

        -«Родина – мать.  Чужбина – мачеха»


  • Звучат стихи о Родине.

«Отан деген – Ата мекен

Отан деген – туған жер.

Отан ата, отан өлкен

Қазақстан туған ел.»

                                Д. Джабаев.

«Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Куда ни глянь – кругом друзья!

В Казахстане мы живём,

Песни дружбы мы поём!

Казахстан край народной

Заветной мечты,

Край обилия и красоты!»


  1. Обобщение «Мы узнали» (по фотографиям путешественников). 
    • Юрта сделана из дерева и войлока. 
    • Центр юрты – ошақ – это место приготовления пищи и обогрева. 
    • Төр – почетное место в юрте, находится напротив входа.

  • В избе одна комната – горница.

  • В избе четыре угла: теплый, где печь стоит;

женский, у окон, где пряли, ткали, шили и вышивали;

красный, за столом вся семья - «душа» собиралась;

мужской, где отец с сыновьями мастерил.


«Помни, Родина нужна каждому человеку. Ваша Родина – Казахстан!».





















Притча.



        «Давным-давно это было. – Двум молодым, красивым джигитам очень хотелось найти своё счастье.  Решили они отправиться искать его по всему белому свету.  Год за годом они ходили по земле, много прошли стран и городов, а счастья всё никак не находил.  Решили они вернуться домой.  А куда идти, где их Родина, никак вспомнить не могли.  Присели они на камень, повесили головы ниже плеч и горько заплакали.

        Вдруг перед ним, откуда ни возьмись, предстал старец:

-О чём печалитесь джигиты? Ведь вы уже не молоды, а всё ещё бродите по свету.  Видимо – вы чужестранцы?  Где вы живёте?

-Я не знаю…, где-то далеко-далеко.

-А как зовут твой народ?

-Не знаю….

-Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа.

Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе.  Подумав немного, он протянул старцу сумку.

-Вот, посмотрите, с этими предметами я никогда не расставался в дороге».


«-И сказал старец: «На чужбину попав, поймёшь, как дорога Родина». Помни, как нужна Родина каждому человеку. Ваша Родина – Казахстан, Россия.

«И увидел старец:

-Посветлели глаза молодого человека, высохли слёзы.  Чувствует он, что ждёт его матушка – Родная земля.  Зовут домой величавые горы, забилось радостно сердце и душа запела.

Помогли и вы ему вспомнить свой народ, мать родную, леса густые, озера голубые, песни веселые.  Поблагодарил он вас, друзья, меня – старца и отправился скорее в путь, на свою Родину».







  • Дети называют казахские пословицы:

        -«Гусь тоскует по озеру родному, а человек по Родине»

        -«Человек без Родины, что соловей без сада»

        -«Человек без Родины, что птица без крыльев»

        -«Туған жер – алтын бесік». «Родная земля – золотая колыбель»

        -«Отан оттан да ыстык». «Родина греет жарче огня»

        -«От Родины веет теплом, от чужбины – холодом»

        -«Родина – мать.  Чужбина – мачеха»


  • Звучат стихи о Родине.

«Отан деген – Ата мекен

Отан деген – туған жер.

Отан ата, отан өлкен

Қазақстан туған ел.»

                                Д. Джабаев.

«Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Куда ни глянь – кругом друзья!

В Казахстане мы живём,

Песни дружбы мы поём!

Казахстан край народной

Заветной мечты,

Край обилия и красоты!»









Загадки

Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская… (изба).

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра... (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит... (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник... (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят... (лапти).

8. Частушки в исполнении детей

Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею – чашки

От грязнули Машки.



Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!
































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Интегрированное занятие "Юрта и горница"

Автор: Рыбакова Любовь Николаевна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства