Воспитатель. Покажите на карте, где мы живем? Дети. В России, на Урале. Воспитатель. Правильно, молодцы. Как вы видите, богата природа Урала и реки есть, и озера, и поля, и луга, и леса, и горы. А знаете ли вы, как появляются горы? (выдвижение гипотез). Чтобы представить себе, как появляются горы, давайте проведем опыт с платком. Опыт с платком «Как появляются горы» Воспитатель. Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки. Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе с более медленной скоростью. Вывод: в результате активного движения земной коры образуются впадины, горы, возвышенности, долины. Воспитатель. Иногда горы возникают в результате извержения вулканов. Но, прежде, чем мы с вами проведем научный эксперимент, я предлагаю вам отдохнуть и сделать зарядку. Физминутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь» Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. Эксперимент: «Извержение вулкана» Материалы: для проведения опыта нам понадобится пищевая сода (2 чайные ложки), лимонная кислота (2 столовые ложки), немного красной краски, макет вулкана. Ход эксперимента: насыпаем в отверстие вулкана две чайные ложечки соды. В пластмассовом стаканчике размешиваем немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Всыпать в подкрашенную воду две столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливаем в жерло вулкана получившийся раствор. Вывод: Проведя данный эксперимент, мы увидели, как извергается вулкан. В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и образовывать горы. Воспитатель: -А вы были, когда – нибудь в горах? А хотите туда попасть? Виртуальная экскурсия по Уральским горам https://www.youtube.com/watch Физминутка (проводят дети) Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на карте наши Уральские горы. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А еще и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, свое богатство. Вот и в Уральских горах – уральском поясе, богатств не сосчитать. А еще драгоценности хранили в шкатулке. «Шкатулка ощущений» Дети работают в паре и берут по одному камню. (презентация о камнях) Гранит – это горная порода. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что он весь словно состоит из каменных зерен. Они разные по цвету. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный. Змеевик: Сказания уральских писателей объясняют появление минерала так. Сказочный змей, охранявший сокровища гор, Полоз, стал главным героем истории о появлении змеевика. Они считают, что змеевик – это окаменевшие части кожи змея, которую он сбрасывал, меняя на новую. Великий Полоз – персонаж, в который верили в течение многих веков. Россыпи изумрудно-зелёного цвета – останки кожи великого стража, окаменевшие от времени и природных процессов. Горный хрусталь: Он прозрачный, как слеза. Древние люди воспринимали минерал, как окаменевший лёд. Они считали, что это сила магии Земли или Неба. Вода, застывшая в кристаллы, прошла через миллионы лет образования. Камень находят среди раскопок прошлых тысячелетий. Изделия из прозрачного камня, наделённого блеском, сохранили свои свойства. Родонит - считается русским камнем, поскольку среди уральских самоцветов по ценности уступает только знаменитому малахиту. Красивый, считавшийся чудодейственным родонит издревле находили именно на Урале. До сих пор там располагаются богатейшие в мире месторождения прекрасного родонита, вера в магические и лечебные свойства которого очень сильна и по сей день. Селенит во все времена был женским камнем. Своей теплотой, красотой и таинственностью он покорил сердца миллионов. Использовали его и паломники в качестве талисмана. Ходит поверье, что они брали с собой камень в путешествия по святым местам, после чего он обретал уникальные целительные свойства. Такой камень мог излечить любую болезнь, заживлял глубокие раны. | Познавательное развитие / Социально-коммуникативное развитие/Развитие речи Развитие речи/Физическое развитие Познавательное развитие/Развитие речи/Социально – коммуникативное развитие Социально – коммуникативное развитие/познавательное развитие Развитие речи/физическое развитие Познавательное развитие/Развитие речи | Индивидуальные ответы детей. Опыт. Физкультминутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь» Эксперимент Просмотр видео Физминутка Беседа | Слово. Фронтальное наблюдение. Слово. Слово. Движение Демонстративное наблюдение. Слово. Демонстративное наблюдение Слово. Движение Фронтальное наблюдение. Слово. | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве. Различать качества предметов (величина, форма, цвет и т.п.); обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий; | ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими. Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной игре. Имеет представления о живой и неживой природе, устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями; использует наглядные для познания окружающего мира; знает правила поведения в природе и соблюдает их. Использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной игре. Имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире; способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы); свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. |