«Интегрированный подход в организации образовательного процесса в группе»
«Интегрированный подход в организации образовательного процесса в группе»
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольника с учетом их интересов, способностей, дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интегрированный подход в организации образовательного процесса в группе»»
«Интегрированный подход в организации образовательного процесса в группе»
Подготовила Левченко Т.С., воспитатель, специалист второй категории
В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция.Под интеграцией понимается взаимодействие всех образовательных областей Программы на основе комплексно-тематического планирования, В нашей, старшей логопедической группе «Буратино», работа строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
Осуществляя образовательную деятельность, я учитываю не только индивидуальные особенности детей, их настроение, их предпочтения к тем или иным видам деятельности, но и стараюсь организовать образовательную деятельность так, чтобы в ней отражались все виды направлений образовательной деятельности: РР, СКР, ФР, ХЭР, ПР.
Реализация программных задач осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных процессах: в утренние и вечерние часы, на прогулке, перед дневным сном.
Важно, что при таком подходе образовательный процесс совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Учитывая специфику работы нашей группы, которую посещают дети имеющие нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, и тесную взаимосвязь с логопедом, я считаю, что главным является развитие речевой деятельности, ребенка
Кроме того, у некоторых детей наблюдается и недостаточная сформированность процессов, связанных с речевой деятельностью, а именно:
И без принципа интегрирования образовательных областей не обойтись. Задачи, направленные на формирование речевого развития, мы решаем через интеграцию их в другие направления. В своей работе мы стараемся реализовывать интегративный принцип в образовательном процессе, в основе которого находится образовательная область «Речевое развитие»:
При интеграции с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» мы проводим:
беседы на нравственную тематику, на развитие моральных качеств, побуждение к самооценке и оценке действий и поведения сверстников,
Проектируем коммуникативные ситуации, требующие выбора, включения в диалог
рассматривание картин на соответствующую тематику, обсуждение их сюжета, составление рассказов, пересказ литературных произведений с проблемным сюжетом,
Беседы на тему безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, рассматривание сюжетных картинок на соответствующие темы и составление по ним повествовательных рассказов;
Использование словесных поручений с последующим отчетом о его выполнении, формирование умения договариваться между собой во время трудовой деятельности, ставить цель и предвидеть результаты коллективного труда, конструктивно преодолевать возникающие трудности, вести соответствующий ситуации диалог;
При интеграции с образовательной областью Познавательное развитие происходитвзаимосвязь умственной деятельности детей с их речевой активностью:
обогащаем и активизируем словарь в процессе наблюдений за объектами явлениями живой и неживой природы,
формируем грамматические навыки и воспитываем звуковую культуру речи в процессе дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим, экспериментирования, развитие диалогической и монологической речи в процессе бесед, рассказывания, пересказа произведений познавательного характера;
на занятиях по ФЭМП показываем взаимосвязь математических категорий и явлений мира: например, в процессе освоения числа один обсуждаем, что в единственном числе (планета Земля, Солнце, мама, каждый из нас), при изучении 4 (сутки, углы у квадрата, 4 времени года)
знакомя детей с новыми математическими представлениями и понятиями с помощью использования художественного слова (пословицы, поговорки, загадки, сказки), в которых представлено некоторое математическое содержание.
При интеграции с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»
лепка и рассказывание (слепить персонаж и придумать про него сказку),
рисование и творческое рассказывание (нарисовать картинку и сочинить по нарисованному сюжету историю)
Различные виды пересказа литературных произведений (подробный, краткий, с творческими дополнениями)
словесные игры и лексические упражнения, игры-драматизации и инсценировки знакомых сказок и рассказов с передачей диалогов, характеров, поступков героев
заучивание наизусть стихотворений, формирование выразительности речи, применение малых фольклорных жанров (потешек, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и др.) для развития всех сторон устной речи;
хороводные игры на развитие слухового восприятия,
отгадывание загадок о музыкальных инструментах,
Художественно-эстетическое развитие является отражением полученных знаний и опыта детей в творчестве. Получив определенную информацию на занятиях познавательного цикла, мы стараемся все выразить в творчестве: в рисунке, лепке, аппликации. Например, темы «Зимушка – зима», «Транспорт» были отражены в рисунке, аппликации. Именно на этом принципе и построено комплексно-тематическое планирование: «Узнали, побеседовали, вылепили, нарисовали, выполнили аппликацию, притворяем в жизнь, используем в повседневной жизни».
При интеграции с образовательной областью «Физическое развитие»
Пополнение и активизация словаря, обозначающего части тела, гигиенические принадлежности, обсуждение пользы закаливания, двигательной активности, приема витаминов;
Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, беседы на тему необходимости занятий физической культурой.
В течение последних двух лет в нашей группе используем в работе проектный метод. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, мы с моей напарницей подготовили и реализовали проект на тему: «Море» (среда, свойства, жители, развлечения, морской транспорт, отдых),
Сейчас я работаю по проекту «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги», активно использую в своей практике интеллектуальные карты, в которых очень хорошо прослеживается интеграция всех образовательных областей были проведены комплексно –тематические планирования по теме «Щедрая осень», в основе которой была сказка «Мужик и медведь» ((времена года (труд, явления природы), показ сказки, продукты питания (овощи, злаки), люди (профессии, семья), орудия труда),
«Откуда хлеб пришел» (труд, посев пшеницы, время года, сельхоз работы в поле, воспитание трудолюбия, сказочные семьи, жилье, посуда, игры, бережное отношение к хлебу, его производству, продукты из муки, лепка из соленого теста, аппликация из тыквенных семечек колосок, культура поведения за столом), ко дню мамы было запланирована тема «Все начинается с мамы». Проведены такие интегрированные занятия ка «Мама у каждого одна» (СКР+РР), «У каждого своя мама» (СКР+ПР), «Мама может все» (СКР+РР), «Подарок для мамы» (ХЭР+ ПР), по окончании тематической недели праздник для мам, в мае 2016 проводилось занятие по ФЭМП «Колобок в математическом лесу», на котором дети показали полученные за год знания.
Я считаю, что педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольника с учетом их интересов, способностей, дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.