Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр для развития логического мышления дошкольников»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Федотова Т.А., г. Саранск,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №44»
Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я выбрала использование занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Усвоение математических знаний на различных этапах обучения вызывает затруднения у многих дошкольников, а в будущем школьников. Одна из причин затруднения усвоения знаний состоит в недостаточной подготовке мышления.
Подготовка к обучению мыслить не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад, она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода это не обучение математическим операциям, а формирование логического мышления.
Проблема развития мышления всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике и психологии. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий обеспечивающих умственное развитие детей.
Изучив исследования известных педагогов и психологов, я сделала вывод, что наиболее благоприятный период развития ребенка- дошкольный. Именно в этом возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности.
Обучение через игру с занимательным материалом - интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры, головоломки, задачи вызывают у детей большой интерес. Игра, увлекшая ребенка не перегружает его ни физически, ни умственно. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Я считаю, что выбранная мною тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для развития ребенка, для подготовки его к школе.
Значение занимательного математического материала для умственного развития детей
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д.
Так, Б. А. Кордемский подчеркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.
К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Причем действия дошкольников имеют разный характер. Большинство детей в зависимости от возраста и уровня развития мышления решают задачи в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенные изменения: дети переходят от практических к мысленным пробам.
Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения.
Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Смекалка - это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ.
Использование занимательного материала в процессе ННОД
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Условно можно выделить три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения (см. Приложение)
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.
Задачи на смекалку геометрического характера частично включаются непосредственно в содержание занятий в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни и трудовой деятельности.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.
В развитии у детей математических представления широко используется занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения. Они отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности; назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формировании количественных, пространственных представлений).
В работе с детьми пяти-шести лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитию логического мышления способствуют задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой, логические игры с пересечением и выстраиванием алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам. В этих играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и т.д. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление, создают условия для развития логических компонентов мышления. Отдельные упражнения по составлению фигур включаются в содержание занятий по формированию элементарно математических представлений.
Занимательные вопросы, задачи-шутки приобщают детей к активной умственной деятельности.
Занимательные вопросы, загадки используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к математическим знаниям.
Работая с родителями по данной проблеме проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразии мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.
Тем самым формировалось творчество родителей, изобретательность, активность в создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.
Литература:
Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007.
Комарова Л. Д, Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – М., 2008.
Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший, старший возраст. Выпуск 1, 2. – Воронеж, 2007.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.