Использование иллюстративно-графических схем в формировании словообразования у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи
Использование иллюстративно-графических схем в формировании словообразования у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи
В статье рассмотрены особенности словообразования у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи, иллюстративно-графические схемы – как средство формирования словообразования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование иллюстративно-графических схем в формировании словообразования у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНО-ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В статье рассмотрены особенности словообразования у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи, иллюстративно-графические схемы – как средство формирования словообразования.
В современных условиях, где количество детей с нарушениями речи увеличивается, проблема формирования лексико-грамматических средств занимает важнейшее место в жизни педагогов, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из актуальных.
Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Вершинина О.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Не смотря на достаточную разработанность теоретического материала посвящённому дошкольникам с нарушениями речи и средствам формирования словообразования, на практике работа до сих пор осуществляется без учета речевого развития ребенка и закономерностей дизонтогенеза. Поэтому приоритетным является выявление особенностей сформированности словообразовательных навыков у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Процесс развития словообразования в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается к младшему школьному возрасту. Но у детей с нарушениями речи данный процесс задерживаются в развитии, затруднено усвоение норм и правил словообразования, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и организованы на основе большого количества правил.
В основе коррекции используются виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. Чтобы лексический материал лучше усваивался детьми, рекомендуется его сопровождать простыми иллюстративно-графическими схемами, отображающими алгоритм образования того или иного слова. Так для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов следует использовать иллюстративно-графические схемы состоящие из двух основных звеньев. Вначале составляется схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, входящие в аффикс. При дальнейшей работе над словообразованием включаются схемы, с картинками, по теме занятия и знак – маркер, указывающий на порядок образования слова. Наибольшие трудности вызывает у детей образование глаголов. Поэтому в иллюстративно-графические схемы целесообразно добавить символы, обозначающие, что для образования данного слова надо задать вопрос.
Формирование словообразования у детей с нарушениями речи осуществляется в три этапа. На первом этапе осуществляется уточнение и закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -к, -ик, -чик, закрепление дифференциации возвратных и невозвратных глаголов. На данный этап отводится 4 занятия два раза в неделю, по 15- 20 мин в зависимости от формы работы. Целью второго этапа является – работа над формированием словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставочных глаголов менее продуктивными моделями за 9 занятий два, три раза в неделю. По 15- 20 минут. Перед занятием проводится повторение тем предыдущего этапа. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, еньк осуществляется в следующей последовательности: образование слова без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я, словообразование нарицательных существительных без изменения звуковой структуры корня слова, образование глаголов пространственного значения с приставкой при-, образование глаголов с приставками –в, -вы, образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования. Третьим этапом является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений. Цель – уточнение образования существительных женского и мужского рода, простых сравнительных прилагательных и приставочных глаголов. На закрепление навыков словообразования отводится 7 занятий два, три раза в неделю, по 15- 20 минут, в зависимости от формы работы. Закрепление осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Таким образом, операции словообразования усваивается лучше с использованием наглядности в виде простых иллюстративно- графических схем, которые отображают алгоритм и логику образования слова. Подобная наглядность необходима для сознательного усвоения воспитанниками знаний и выработки словообразовательных навыков.