kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Использование информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ИКТ явлсется одним из приоритетов образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Использование информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе ДОУ"»






«Использование информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе ДОУ»































Содержание



Введение


1. Что же такое ИКТ?


2. Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников.


3. Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе.


Заключение


























Введение


«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

- Модернизация методической службы;

- Совершенствование материально – технической базы;

- Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.



























1. Что же такое ИКТ?



Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Освоение ИКТ - жизненная необходимость в современном обществе и в конечном счете ведет к информатизации образования.

Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. Выполняет следующие функции:

- Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья,  и т.п.

- Средство подготовки различных материалов - создание презентаций , демонстрационного материала, предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек.

- Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека , электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

















2. Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников



Ускорение ран­него развития детей делает реальностью использование ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования сви­детельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интен­сивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логи­ческое, алгоритмическое и системное мышление. В связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от на­глядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, это игра. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребёнок пользуется своим опытом, знаниями, впечатлениями. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

Комплексное использование ИТК с привычной для ребёнка предметно- развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т.д. сформирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребёнка к реальному созиданию, сохраняет от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

Занятия с использованием ИКТ должны содержать в себе не только непосредственную работу ребёнка с информационным средством(компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная и иная детская деятельность направленная на оптимизацию воспитательно - образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.

Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.

Заключительным этапом работы ребёнка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован желанием ребёнка придумывать, созидать, воплощать.

В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребёнка единого образовательного поля.

Занятия с использованием информационных средств являются одним из этапов решения той или иной воспитательно–образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и началом грамоты, ознакомлению с окружающим миром.

Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.

Целью ИКТ является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».

Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:

- Идти в ногу со временем;

- Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

- Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность;

- Наставником в выборе компьютерных технологий;

- Сформировать основы информационной культуры.

Применяемые информационно-коммуникационные техно­логии можно разделить на технологии:

- в которых используются мультимедийные презентации; технологии;

- в которых исполь­зуются информационно-обучающие компьютерные програм­мы;

- и технологии, в которых используются тестирующие про­граммы.

Сегодня ИТК позволяют:

- Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;

- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

- Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

Основные направления развития ИТК:

- Использование компьютера с целью приобщения к современным техническим средствам передачи и хранения информации;

- ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;

- Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах воспитания и обучения, в вопросах использования ИКТ дома;

- Использование ИКТ педагогом в планирование, диагностиках, мониторингах, документации группы.

Преимущества компьютера:

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;

- Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- Обладает стимулом познавательной активности;

- Представляет возможность индивидуального обучения;

- Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе;

- Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Классификация программ:

- «Говорящие» словари иностранных слов;

- Простейшие графические редакторы;

- Игры – путешествия;

- Игры на развитие воображения, мышления, памяти;

- Игры обучающие математике, чтению;

- Мультимедийные презентации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

- Исследовательский характер;

- Легкость для самостоятельных занятий детей;

- Развитие широкого спектра навыков и представлений;

- Возрастное соответствие;

- Занимательность.

При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

  1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного раннее материала;

  2. Подготовка к новому материалу - беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование занятия;

  3. Подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;

  4. Собственная деятельность на компьютере;

  5. Анализ занятия, подведение итога занятия.

При использовании ИТК в воспитательно-образовательном процессе детского сада нередко педагоги сталкиваются со следующими проблемами:

- недостаточная методическая подготовленность педагога;

- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

- бесплановость, случайность применения ИКТ;

- перегруженность занятия демонстрацией слайдов, анимацией;

- несоблюдение санитарно- эпидемиологических правил.

ИКТ в ДОУ можно применять в следующих видах деятельности:

- Подбор иллюстративного материала к занятиям;

- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

- Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;

- Оформление стендов группы и кабинетов;

- Оформление стендов, газет и буклетов для родителей;

- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;

- Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- Ведение сайта ДОУ;

- Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;

- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

- Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;

- Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;

- Использование электронной почты.









































3. Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе



Ещё несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили наглядные пособия, дидактический материал, карточки и раскраски, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые технологии для воспитателя. Теперь оформляя стенды группы, мы не берём в руки карандаши и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания презентаций, технологии создания и обработки текстовой информации.

  В своей работе я пользуюсь следующими средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, скайнер, телевизор, DVD плейер. Учусь работе на интерактивной доске., т.к. она была приобретена нашим ДОУ только в этом учебном году.

Использование ИКТ мной идет в нескольких направлениях:

- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, наработками других педагогов;

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД с детьми;

- использование цифровой фотоаппаратуры и программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;

- использование Интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно – методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для совместной образовательной деятельности, расширения кругозора детей.

Я применяю информационно- коммуникационные технологии для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

Компьютер существенно облегчил процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро найти произведение, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, раздаточный материал, маски и медали многое другое.

Прежде всего, хочу сказать, что я не использую непосредственную работу детей на компьютере. Это в дошкольном возрасте не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном мире.

Опыт моей работы показал, что эффективное применение ИКТ при работе с детьми и родителями, положительно влияет на повышение качества воспитания и обучения детей.

























































Заключение

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

В завершении можно сделать вывод, что XXI век, диктует нам новые, постоянно развивающиеся технологии. Компьютерная грамотность педагога на сегодняшний день должна быть гораздо выше, чем степень уверенного пользователя ПК. Возможности использования в своей работе сети Интернет, различных образовательных, коррекционных и диагностических программ позволяют не только повысить свой потенциал, но и расширяют возможности педагогической деятельности в целом. Мы видим, что в современный детский сад приходят дети нового «информационного» поколения. Дома, в семье они легко осваивают компьютер, ноутбук, планшет и многие другие гаджеты. Поэтому детский сад должен работать на достаточно высоком современном уровне и быть насыщен не только современной техникой, но и современными педагогами.










































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дудукина Елена Александровна

Дата: 27.04.2018

Номер свидетельства: 467921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках геометрии в 10 -11классах "
    ["seo_title"] => string(102) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieomietrii-v-10-11klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "215667"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432749376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(87) "informatsionno-kommunikativnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "303695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457589853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства