Просмотр содержимого документа
«" Использование информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе ДОУ"»
«Использование информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе ДОУ»
Содержание
Введение
1. Что же такое ИКТ?
2.Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников.
3. Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе.
Заключение
Введение
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий: - Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу; - Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности; - Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Освоение ИКТ - жизненная необходимость в современном обществе и в конечном счете ведет к информатизации образования.
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. Выполняет следующие функции:
- Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п.
- Средство подготовки различных материалов - создание презентаций , демонстрационного материала, предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек.
- Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека , электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.
2. Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников
Ускорение раннего развития детей делает реальностью использование ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. В связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, это игра. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребёнок пользуется своим опытом, знаниями, впечатлениями. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.
Комплексное использование ИТК с привычной для ребёнка предметно- развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т.д. сформирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребёнка к реальному созиданию, сохраняет от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.
Занятия с использованием ИКТ должны содержать в себе не только непосредственную работу ребёнка с информационным средством(компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная и иная детская деятельность направленная на оптимизацию воспитательно - образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.
Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.
Заключительным этапом работы ребёнка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован желанием ребёнка придумывать, созидать, воплощать.
В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребёнка единого образовательного поля.
Занятия с использованием информационных средств являются одним из этапов решения той или иной воспитательно–образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и началом грамоты, ознакомлению с окружающим миром.
Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.
Целью ИКТ является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».
Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:
- Идти в ногу со временем;
- Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
- Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность;
- Наставником в выборе компьютерных технологий;
- Сформировать основы информационной культуры.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделитьна технологии:
- в которых используются мультимедийные презентации; технологии;
- в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы;
- и технологии, в которых используются тестирующие программы.
Сегодня ИТКпозволяют:
- Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;
- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
- Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.
Основные направления развития ИТК:
- Использование компьютера с целью приобщения к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
- ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
- Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах воспитания и обучения, в вопросах использования ИКТ дома;
- Использование ИКТ педагогом в планирование, диагностиках, мониторингах, документации группы.
Преимущества компьютера:
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
- Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- Обладает стимулом познавательной активности;
- Представляет возможность индивидуального обучения;
- Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе;
- Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Классификация программ:
- «Говорящие» словари иностранных слов;
- Простейшие графические редакторы;
- Игры – путешествия;
- Игры на развитие воображения, мышления, памяти;
- Игры обучающие математике, чтению;
- Мультимедийные презентации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер;
- Легкость для самостоятельных занятий детей;
- Развитие широкого спектра навыков и представлений;
- Возрастное соответствие;
- Занимательность.
При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:
Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного раннее материала;
Подготовка к новому материалу - беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование занятия;
Подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;
Собственная деятельность на компьютере;
Анализ занятия, подведение итога занятия.
При использовании ИТК в воспитательно-образовательном процессе детского сада нередко педагоги сталкиваются со следующими проблемами:
ИКТ в ДОУ можно применять в следующих видах деятельности:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям;
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;
- Оформление стендов группы и кабинетов;
- Оформление стендов, газет и буклетов для родителей;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
- Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- Ведение сайта ДОУ;
- Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
- Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;
- Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;
- Использование электронной почты.
3. Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе
Ещё несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили наглядные пособия, дидактический материал, карточки и раскраски, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые технологии для воспитателя. Теперь оформляя стенды группы, мы не берём в руки карандаши и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания презентаций, технологии создания и обработки текстовой информации.
В своей работе я пользуюсь следующими средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, скайнер, телевизор, DVD плейер. Учусь работе на интерактивной доске., т.к. она была приобретена нашим ДОУ только в этом учебном году.
Использование ИКТ мной идет в нескольких направлениях:
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;
- использование Интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно – методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для совместной образовательной деятельности, расширения кругозора детей.
Я применяю информационно- коммуникационные технологии для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.
Компьютер существенно облегчил процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро найти произведение, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, раздаточный материал, маски и медали многое другое.
Прежде всего, хочу сказать, что я не использую непосредственную работу детей на компьютере. Это в дошкольном возрасте не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном мире.
Опыт моей работы показал, что эффективное применение ИКТ при работе с детьми и родителями, положительно влияет на повышение качества воспитания и обучения детей.
Заключение
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
В завершении можно сделать вывод, что XXI век, диктует нам новые, постоянно развивающиеся технологии. Компьютерная грамотность педагога на сегодняшний день должна быть гораздо выше, чем степень уверенного пользователя ПК. Возможности использования в своей работе сети Интернет, различных образовательных, коррекционных и диагностических программ позволяют не только повысить свой потенциал, но и расширяют возможности педагогической деятельности в целом. Мы видим, что в современный детский сад приходят дети нового «информационного» поколения. Дома, в семье они легко осваивают компьютер, ноутбук, планшет и многие другие гаджеты. Поэтому детский сад должен работать на достаточно высоком современном уровне и быть насыщен не только современной техникой, но и современными педагогами.