Просмотр содержимого документа
««Использование потешек для развития речевой активности у детей с особыми образовательными потребностями»»
«Использование потешек для развития речевой активности у детей с особыми педагогическими потребностями»
Потешка развлекает и развивает ребенка. Она учит его понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
Для ребенка с ОПП, использование игр-забав или игр-потешек, помогает ему сориентироваться в действиях, показывает, что будет происходить дальше.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Произнося слова потешек, мы помогаем ребенку играть в ладушки, притоптывать, двигаться в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить движения, пытаться повторить их самостоятельно.
Всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Поэтому колыбельные песенки, потешки, сказки, можно включить их в повседневный разговор с Вашим ребёнком.
Особенно эффективно использование потешек в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Если ребенок начинает капризничать, не хочет выполнять какие-либо действия, Вы можете переключить его внимание на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Одним из вариантов может быть следующая потешка:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ерлан хороший, Ерлан пригожий!
С помощью песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой Жене личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка-водичка,
Умой Полине личико,
Полина кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Полине личико.
Под слова потешки выполняем пассивные движения руками и ногами ребенка.
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
Можно утром, во время пробуждения, поглаживать ребенка, выполняя действия описанные в потешке:
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно мне ты улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.
Ребёнку будет легче проснуться и настроиться на позитивный день.
И так используя потешки повседневно можно добиться положительной динамики в адаптации ребенка к детскому саду и стимулировать развитие его речи и межличностных отношений.