"Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей".
"Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей".
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы с детьми применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ - технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей".»
Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей.
В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на непосредственно- образовательных деятельностях является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи я стараюсь:
организовать проведение НОД таким образом, чтобы они органично
вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
использовать специальную Игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю.
Я, использую прием от лица игрушки задаю детям проблемные вопросы, с ними провожу обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - выбираем игрушку необычную и оригинальную. В конце занятий подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа
Чем занимались?
Что узнали нового?
Что было самым интересным?
Что осталось не понятным? и др.
Еще в итоги НОД подвожу в самых разнообразных формах:
игры «Интервью»,
«Копилка новостей»,
«Доскажи предложение»; «Доскажи словечко»
планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о..., а в следующий раз узнаем еще
продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ
Выставки-акции
Ритуалы прощания.
Рефлексия
При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами. Каждый день работы с детьми - поиск. Стараюсь не раскрывать детям истину, а учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Сначала спрашиваю, а что он сам об этом думает, приглашаю его по - рассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. Еще один пример, надо дать детям знания о свойствах воды. Начинаем с вопроса «Что было бы, если на земле не было бы воды?» Главное, выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даю, так как это закрепощает. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией. После беседы проводила опыты. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания приобретаются не как догма, а как поиск истины и сути. Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов:
Как?
Откуда?
Зачем?
Для чего?
Чем можно заменить?
Чем хорош? Чем плох?
Чем полезен? Чем неудобен?
Что делать?
Где можно использовать?
Как быть, если…?
– все это и есть работа с элементами ТРИЗ.
На занятиях с детьми постоянно пытаюсь в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрешение противоречия во времени, пространстве.
Например: дождь. Что хорошее в дожде, а что плохо в дожде?
Там дети сами рассуждают, скажет свои мысли.
После этого можно даже предложить детям составить предложение и фантазировать дальше свой рассказ. При помощи противоречий у детей развивается речь, звуковая культура речи, грамматический строй предложения, обогащают свой словарный запас.
Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Поэтому совместной деятельности с детьми во время прогулок использую приемы фантазирования этот метод «типовые приёмы фантазирования (ТПФ)» :
оживление,
изменение законов природы,
увеличение,
уменьшение и т.д..
Например: Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого:
«А что если бы ты превратился в бабочку?
О чем ты мечтаешь?
Кого ты боишься?» и т. д.
А еще на прогулках я с детьми придумываю загадки, рисую палочками по земле, снегу? Что получилось? Почему? Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла. Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Все это раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.
Дальше детям очень нравится метод ТРИЗа, «метод обоснования новых идей» сочинять и фантазировать сказки : Мы придумали и сочиняли несколько сказок.
Например : Дети придумали новую сказку о колобке. Всем известна русская народная сказка «Колобок» с ее печальным концом. По ТРИЗУ считается это жестоко, съесть Колобка, хоть он и был для этого испечен. Ведь он же пел песни, знакомился с животными. Дети придумывают, фантазируют, делают так, чтобы Лиса не съела Колобка.
• делают Колобка не съедобным – присыпают перцем;
• Колобок поет песню наоборот: «Лиса, Лиса, я тебя съем! » (Лиса испугается и убежит) ;
• Колобок превращается в ежика;
• сделать много – много Колобков (всем хватит) ;
В своей работе использую игры с элементами ТРИЗ по ФЭМП например:
Словесная игра«Наоборот» Узкий – широкий; Вверху – внизу и т.д.
На противоречия : Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)
задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.
Сколько стало цветов во дворе? ( Нисколько. В феврале цветы не растут.)
Ещё я в своей работе использую прием дорисовывая. Дети должны дорисовать элемент до фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?
- Также предлагаю детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»
Рассказы фантазии. На занятии по познавательному развитию с детьми составляем рассказ по картине «Кошка с котятами», а во вторую половину дня предлагаю детям составить по этой же картине рассказ фантазию например6»Кошка которая потеряла котят»
«Волшебный мешочек» из чудесного мешочка дети вытаскивают игрушку или картинку и называют как можно признаков(кошка пушистая, играющая, царапающая и т.д.)
• Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.
• Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами– это выложить ёлочку, лису и др.( «Колумбово яйцо»,)
сочинение сказок: направленный на формирование элементарных математическихпредставлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметывстретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили
Таким образом, используя технологии ТРИЗ, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы с детьми применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ - технологии.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}