kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование развивающих игрушек и пособий из фетра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

D статье описан опыт использования развивающих игрушек из фетра в коррекционно-разивающей  работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование развивающих игрушек и пособий из фетра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК И ПОСОБИЙ ИЗ ФЕТРА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.


Т.С. Горинова, П.В. Кириллова, А.А.Порфирьев, Г.В. Васильева

МБДОУ «Детский сад № 23» г. Чебоксары,


Аннотация. В статье рассказывается об использовании игрушек и пособий из фетра в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Описаны способы их применения в качестве дидактического материала.

Ключевые слова. Воспитанники со сложной структурой дефекта, новые технологии, развивающие игрушки и пособия из фетра, коррекционная работа.


В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и социализации детей с умственной отсталостью является использование в образовательном процессе форм, методов и технологий работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [1].
У воспитанников со сложной структурой дефекта страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.) [2]. Поэтому, для более успешной адаптации и социализации детей рассматриваемой категории необходимо использовать новые подходы, методы и приёмы. 
В процессе поиска новых технологий в работе с детьми дошкольного возраста со сложной структурой дефекта нами были изготовлены развивающие игрушки из фетра.

Игрушки - тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых воспитанниками при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.

Игрушки из фетра вариативны, внешне привлекательны для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствуют формированию жизненных компетенций детей.
Использование игрушек и пособий из фетра в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет учителю-дефектологу проводить интересные занятия, наполненные эмоциональным и творческим содержанием [3].

Остановимся более подробно на описании пособия из фетра «Повар». Пособие используется учителем-дефектологом на занятиях по окружающему миру и развитию речи, по развитию игре. Игры и упражнения с пособием «Повар» варьируются в зависимости от занятия, от его темы, поставленных целей. Использование пособия в коррекционно-развивающей работе позволяет решить следующие задачи:

– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;

– развитие зрительного внимания и памяти;

–формирование представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;

–совершенствование грамматического строя речи.
Пособие представлено контурным изображением лица человека и одежды повара (халат и колпак). Все элементы выполнены из фетра белого и розового цветов и имеют липучки для прикрепления к основе (ковролин, фланелеграф, картон, магнитная доска). Пособие используется при изучении лексических тем: «Профессии» и «Продукты питания».

С помощью данного пособия детям можно показать различные виды игр упражнений. Например, учитель-дефектолог спрашивает у ребенка кто готовит нам еду? Затем просит помочь повару выбрать необходимую одежду. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются «рука в руке» с учителем-дефектологом. Он помогает ребенку физически осуществить действие, направляет и координирует его, комментирует действия словами.
Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на контур пособия и просит показать или назвать части одежда повара. Учитель-дефектолог сочиняет сказки, истории с персонажами пособия и предлагает ребенку поучаствовать в их обыгрывании. Учитель-дефектолог просит запомнить все, детали одежды повара. Затем убирает одну из деталей одежды, и просит ребенка сказать какой.
Следующие пособие «Малыш и Малышка» ─ это вырезанные из цветного фетра силуэты мальчика и девочки, с липучками для прикрепления к основе (ковролин, фланелеграф, картон, магнитная доска). Набор предметов одежды для мальчика и девочки. Основные цели данного пособия:

– развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия;

– формирование сенсорно-перцептивной способности воспитанников со сложной структурой дефекта;

– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;

– развитие зрительного внимания и памяти;

–формирование представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;

Данное пособие можно использовать в нескольких вариантах игр:

1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду».

2 вариант. Игра «Подбери по цвету».

3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону».

4 вариант. «Один — много».

5 вариант «Чего не стало?»

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у воспитанников со сложной структурой дефекта академические и жизненные компетенции, предусмотренные специальной индивидуальной программой развития.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.

  2. Программа обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.

  3. Система М. Монтессори: Теория и практика: учебное пособие для студ.учрежденийвысш.образования / М. Г. Сорокова.-6-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-384 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириллова Полина Валентиновна

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства