Просмотр содержимого документа
«Использование развивающих игрушек и пособий из фетра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК И ПОСОБИЙ ИЗ ФЕТРА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.
Аннотация. В статье рассказывается об использовании игрушек и пособий из фетра в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Описаны способы их применения в качестве дидактического материала.
Ключевые слова. Воспитанники со сложной структурой дефекта, новые технологии, развивающие игрушки и пособия из фетра, коррекционная работа.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и социализации детей с умственной отсталостью является использование в образовательном процессе форм, методов и технологий работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [1]. У воспитанников со сложной структурой дефекта страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.) [2]. Поэтому, для более успешной адаптации и социализации детей рассматриваемой категории необходимо использовать новые подходы, методы и приёмы. В процессе поиска новых технологий в работе с детьми дошкольного возраста со сложной структурой дефекта нами были изготовлены развивающие игрушки из фетра.
Игрушки - тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых воспитанниками при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.
Игрушки из фетра вариативны, внешне привлекательны для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствуют формированию жизненных компетенций детей. Использование игрушек и пособий из фетра в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет учителю-дефектологу проводить интересные занятия, наполненные эмоциональным и творческим содержанием [3].
Остановимся более подробно на описании пособия из фетра «Повар». Пособие используется учителем-дефектологом на занятиях по окружающему миру и развитию речи, по развитию игре. Игры и упражнения с пособием «Повар» варьируются в зависимости от занятия, от его темы, поставленных целей. Использование пособия в коррекционно-развивающей работе позволяет решить следующие задачи:
– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;
– развитие зрительного внимания и памяти;
–формирование представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;
–совершенствование грамматического строя речи. Пособие представлено контурным изображением лица человека и одежды повара (халат и колпак). Все элементы выполнены из фетра белого и розового цветов и имеют липучки для прикрепления к основе (ковролин, фланелеграф, картон, магнитная доска). Пособие используется при изучении лексических тем: «Профессии» и «Продукты питания».
С помощью данного пособия детям можно показать различные виды игр упражнений. Например, учитель-дефектолог спрашивает у ребенка кто готовит нам еду? Затем просит помочь повару выбрать необходимую одежду. Если у ребенка отсутствует активная речь, присутствуют значительные двигательные нарушения, то все задания выполняются «рука в руке» с учителем-дефектологом. Он помогает ребенку физически осуществить действие, направляет и координирует его, комментирует действия словами. Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на контур пособия и просит показать или назвать части одежда повара. Учитель-дефектолог сочиняет сказки, истории с персонажами пособия и предлагает ребенку поучаствовать в их обыгрывании. Учитель-дефектолог просит запомнить все, детали одежды повара. Затем убирает одну из деталей одежды, и просит ребенка сказать какой. Следующие пособие «Малыш и Малышка» ─ это вырезанные из цветного фетра силуэты мальчика и девочки, с липучками для прикрепления к основе (ковролин, фланелеграф, картон, магнитная доска). Набор предметов одежды для мальчика и девочки. Основные цели данного пособия:
– развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия;
– формирование сенсорно-перцептивной способности воспитанников со сложной структурой дефекта;
– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;
– развитие зрительного внимания и памяти;
–формирование представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;
Данное пособие можно использовать в нескольких вариантах игр:
1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду».
2 вариант. Игра «Подбери по цвету».
3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону».
4 вариант. «Один — много».
5 вариант «Чего не стало?»
Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у воспитанников со сложной структурой дефекта академические и жизненные компетенции, предусмотренные специальной индивидуальной программой развития.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.
Программа обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.
Система М. Монтессори: Теория и практика: учебное пособие для студ.учрежденийвысш.образования / М. Г. Сорокова.-6-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-384 с.