Просмотр содержимого документа
«Использование арт-технологий в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
Слайд 1. Титульный
Использование арт-технологий в процессе воспитания детей дошкольного возраста
Слайд 2 Цитата
Мы живем в динамичном мире, который предъявляет к нам все новые и новые требования, причем ко всем сферам жизни. И воспитание детей - не исключение. Поэтому мы должны задуматься над тем, как создать условия для всестороннего развития ребенка, способного в скором времени решать сложные задачи.
Основными направлениями дошкольного воспитания ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие. То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него зародился интерес к новым знаниям, навыкам и умениям.
Именно эти направления воспитания ребенка являются приоритетными в ДОУ– детских садах. Оно должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей.
Слайд 3
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Общие задачи, которым должны следовать не только воспитатели и педагоги в детских садах, но и родители малыша:
-это приобщение детей к здоровому образу жизни,
-развитие положительного самоощущения малыша,
-обеспечение его эмоционального благополучия, стимуляция активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению.
-Также это развитие компетентности в общении со сверстниками и взрослыми,
- выявление и развитие способностей ребенка.
Слайд 4 проблемы в воспитании
В настоящее время возникают проблемы не только воспитания, развития и формирования личности, но и проблема поиска эффективных средств профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.
А так же увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно- воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми.
Слайд 5
Наиболее приемлемой, на наш взгляд, являются арт-технологии. Это технологии естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, которые с успехом применяются педагогами ДОУ.
Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение образовательно - воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Слайд 6
Основная цель арт-технологии – создание условий для решения образовательно - воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира дошкольника, развития его личности.
Задачи арт-технологии
· актуализация и развитие творческих способностей учащихся;
· повышение самооценки и самосознания;
· развитие эмоционально-нравственного потенциала;
· формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
· формирование умения выражать эмоции;
· формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
· развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Слайд 7
Выделяют следующие арт технологии
-изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства
-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию
-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки
-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную коррекционную ритмику (воздействие движениями);
-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
-куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов;
-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
-песочная терапия – воздействие песком
-ароматерапия – это применение эфирных масел
-смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
Слайд 8 Песочная терапия
В своей профессиональной деятельности активно используь технологию песочной терапии, которая очень нравится детям, От застенчивых до активных ребят, все полюбили занятия в кабинете пескографии.
Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Слайд 9
Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку развивать более позитивную «Я-концепцию», стать более ответственным в своих действиях и поступках, выработать большую способность к самопринятию, в большой степени полагаться на самого себя, овладеть чувством контроля, развивать самооценку и обрести веру в самого себя.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Слайд 10
Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
Основными задачами таких занятий с песком являются:
развитие познавательных психических процессов; обучение искусству расслабления; коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Слайд 11 Вывод мой
В своей работе я используют с детьми дошкольного возрастарисование песком. Занятия, проводимые в пескографии, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!
Слайд 12 Кинезетерапия
В моей работе ( инструктора по физо) очень важно на занятиях создавать благоприятные двигательно-игровые условия для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Главная роль кинезотерапии принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка.
Кинезотерапия - комплексное применение различных движений для оздоровления детей.
Слайд 13
Кинезетерапия может проводиться в различных формах:
Методика танцетерапии учит детей не только красиво выражать себя в танце, но, прежде всего, благополучно отражается на их эмоциональном состоянии, помогает им преодолеть какие-либо ограничения здоровья, позволяет снять мышечное напряжение и способствует всестороннему развитию гармоничной личности ребенка. Танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Программа по ритмопластике в детском саду подразумевает всё те же физические нагрузки под музыку, но в небольших группах. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Упражнения ее направлены на работу и развитие всех мышц и суставов.
Слайд 14
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.
Слайд 15
Включение элементов кинезитерапии в оздоровительную работу с детьми, позволяет плодотворно работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стимулируя их к выполнению упражнений. Элементы кинезитерапии включены нами в утреннюю гимнастику, динамические паузы, гимнастику пробуждения, подвижные игры.
Слайд 16
Т.о я пришла к выводу, что применение этих видов кинезитерапии решают задачи не только по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, но и способствует развитию творческой активности, обогащению его внутреннего мира и помогают познать себя.
Слайд 17 Выводы
Реализация представленных арттехнологий развивает и воспитывает у дошкольников эстетический вкус, воображение, эмоционально чувственную восприимчивость, пробуждает интерес и любовь к окружающему миру, вызывает желание изучить его тайны и загадки, дает мощный импульс к самосовершенствованию, способствует достижению внутренней гармонии.