Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря у детей с ТНР
Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря у детей с ТНР
Для детей страдающих ТНР, в процессе логопедической работы, большое значение имеют дидактические игры, направленные на обогащение и расширение словаря, формирование лексико - грамматических категорий, а также на всестороннее развитие личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря у детей с ТНР»
Использование дидактических игр и лексических упражнений
для развития словаря у детей с ТНР
Вопросом разработки и содержанием дидактических игр – как средства обогащения словаря у детей, занимались многие исследователи (М.М. Конина, ЮС. Ляховская, В.И. Логинова, Н.П. Савельева, А.Н. Богатырева, Г.Н. Бавыкина и другие). В некоторых исследованиях раскрыты вопросы использования дидактических игр как метода словарной работы с детьми, но четкой системы в планировании и методике организации дидактических игр и лексических упражнений с детьми с ТНР в них не предлагается. Для детей дошкольников страдающих ТНР, в процессе логопедической работы, большое значение имеют дидактические игры, направленные на обогащение и увеличение словаря, формирование лексико – грамматических категорий, а так же на всестороннее развитие их личности..Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словесные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. М.М. Яшина и В.И. Алексеева отмечают, что игровые действия в словесных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях, В.И. Логинова выделила три таких направления:
- расширения словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
-усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
-введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
В коррекционные занятия логопед включает игры:
- на уточнение названия, назначения предмета, составных его частей.
- на группировку предметов по определённому признаку (летняя).
- на определение направленного действия и место нахождения предмета (положи кубик на шкаф, а мяч под шкаф).
Постепенно дети овладевают способами образования новых слов, отличающихся своим лексическим строем (чай – чайник – чайная ложка). При работе с глаголами использование приставок - (по, при, у) Обязательно проводится работа над многозначностью слов. Работа со словами антонимами начинается с проверки и с уточнения известных детям названий, признаков предметов и действий, со сравнения контрастных признаков (вкуса, цвета, размера).
Рекомендации при организации речевых игр и упражнений:
- игры не должны быть длительными по времени (15-20 мин.);
- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознано исправить ошибку;
- игра должна быть живой, интересной, доступной для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования;
- игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в одном из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремления правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие; по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
Проблемой использования дидактических игр для обогащения словаря планомерно и в определенной системе согласно лексическим темам, я занималась на протяжении трех лет коррекционного обучения. Для получения наиболее лучшего результата использовала разнообразный занимательный материал (игры и упражнения).
В средней группе мы интенсивно набирали предметный словарь по лексическим темам. (при этом использовали, игрушки, книги, муляжи, мульти-медийное оснащение, привлекали к играм родителей ,братьев и сестер, устраивали командные соревнования )
В старшей группе больше внимания уделяли глагольному словарю, антонимам и прилагательным (качественные - большой, старый, красный, легкий, красивый умный., относительные – железный, стиральный, спортивный, вчерашний., притяжательные- мамин, лисий..)
В подготовительной группе закрепляли полученные знания и (знакомились с превосходной степенью прилагательных: - большой – больше - очень большой.)
Работу по развитию словаря проводила на логопедических занятиях, и в свободной деятельности, помогала воспитателям подобрать игры для коррекционных занятий, Для этого был разработан перспективный план, создана игровая зона, картотека игр и лексических упражнений.
Мониторинг показал что, выстроенная мною система работы дает положительные результаты по обогащению словарного запаса у детей с ОНР.
Картотека игр по теме: «Зима»
Д/у «Назови ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами.
Д/и. « Один – много»
Цель: Образование множественного числа глаголов, существительных, прилагательных.
Д/и. «Подбери родственные слова»
Цель: Образование однокоренных слов.
Д/у «Каким бывает?»
Цель: Поиск соответствующих понятий слов – действий, слов – определений.
Д/и. «Закончи предложение»
Цель: Учить детей подбирать по смыслу слова в предложении.