Использование дидактических игр по русским народным пословицам
Использование дидактических игр по русским народным пословицам
Динамика пополнения активного словарного запаса детей выявлена в процессе наблюдения за свободным общением детей, дети с удовольствием пересказывают и инсценируют любимые сказки.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр по русским народным пословицам»
Динамика пополнения активного словарного запаса детей выявлена в процессе наблюдения за свободным общением детей, дети с удовольствием пересказывают и инсценируют любимые сказки.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Я использовала дидактические игры по пословицам:
Словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».
На занятиях с детьми использую мотивационные установки:
- игровые: "Помочь с помощью пословиц и поговорок, героям сказки «Теремок» пережить беду (например, вместе и беда легче переносится, или где дружба прочна, там хорошо идут дела);
- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о семье, труде ...?";
- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру";
Для закрепления узнавания поговорок и пословиц я провожу:
Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
Дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: я говорю начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает, например, Тише едешь – (дальше будешь); Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).
Я предлагаю детям подбирать пословицы и поговорки тематические: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
Раздаю детям картинки с изображениями, а они называют подходящую пословицу;
Изображают пословицу пантомимой;
Рисуют пословицу, загадку;
Находят лишнюю пословицу;
Проводя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, я использую пословицы и поговорки, например, беседа с детьми о Российской Армии, использую пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет». По этой пословице возникли у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», я объяснила детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. В своей работе я придерживалась методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей моей группы.