Просмотр содержимого документа
«Использование этнокультурных особенностей нашего региона»
Использование этнокультурных особенностей нашего региона в воспитании и обучении подрастающего поколения
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Понятие «этнокультура» сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом достаточно четкого определения. Поэтому данный термин встречается чаще в современных исследованиях.
Этническая культура включает в себя язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера. Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Что такое этнокультурное воспитание в целом и в дошкольном образовании, в частности?
Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Этнокультурное воспитание в дошкольном образовании есть ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем и формирование у подрастающего поколения готовности к взаимодействию с представителями различных культур. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к национальной культуре и знакомить с родным краем, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, не будучи востребованным.
С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному краю, России. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Приобщаясь к народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Таким образом, использование средств этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям.
Решение проблемы этнокультурного воспитания предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса, региона. Ведь культурно-исторический опыт народа определяет своеобразие воспитательной работы в детских садах, диктует свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. При этом деятельность дошкольников является недостаточно дифференцированной и произвольной. Поэтому взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям практических и интеллектуальных задач (О. В. Дыбина, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).
Разумеется, руководить процессом этнокультурного образования в дошкольном учреждении должен грамотный педагог. Повышение компетентности воспитателей в вопросах гражданско-патриотического воспитания предполагает активное познание культурно-исторического наследия родного города и края и современных технологий обучения. Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении - МБДОУ детский сад «Северное сияние» пос. Нижнесортымский, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», основывается на таких принципах, как:
принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, а также с культурой коренного населения края, с культурными достижениями всего человечества;
принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.
Педагогический коллектив проводит работу по патриотическому воспитанию по нескольким направлениям: «Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Природа родного края» «Наша Родина – Россия», «Военно-патриотическое направление». В зависимости от возраста воспитанников диапазон и уровень задач, решаемых в процессе этнокультурного образования, расширяется и усложняется. Однако вся работа в данном направлении отражает логическую последовательность форм и методов с детьми в различных видах деятельности посредством различных элементов развивающей образовательной среды и целенаправленно создаваемых условий.
При организации работы мы, педагоги, исходим из положения о том, что дошкольники способны осознанно воспринимать социальные явления только при определенных условиях. Организация процесса усвоения знаний должна стимулировать ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, к активной деятельности.
Приобщение детей к культурному наследию своего народа и народов Севера, а также становление личностных качеств осуществляется при помощи разнообразных форм деятельности.
Основными формами ознакомления дошкольников с традиционной культурой народа являются:
организации непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности в режимных моментах с элементами регионального компонента;
проектной деятельности;
организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
организации взаимодействия с родителями воспитанников;
организации взаимодействия с социумом;
смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
организации праздников и досугов.
Особое внимание уделяется важнейшей форме организации – совместной деятельности педагогов с детьми. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп. В организации предметной развивающей среды мы исходили из того, что объекты окружающего мира, представленные отдельными элементами разных видов народной культуры, являются носителями ценностей, которые не только обогащают содержательную сферу процесса этноразвития, но и способствуют становлению этнокультурных ориентаций ребенка.
Особой популярностью во всех возрастных группах пользуется проектная деятельность. Разрабатываемые педагогами проекты носят познавательный характер, включают творческую деятельность не только с воспитанниками, но и с их родителями. И, это не случайно. Особое влияние на духовное становление личности ребенка оказывает пример ближайших взрослых. Важнейшая задача родителей и педагогов нашего сада – подавать пример поведения, нравственности, уважительного отношения друг к другу, уважения к народным традициям.
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.
Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Ханты – Мансийского автономного округа, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры; ежегодных праздников единства; групповых детско - родительских проектов этнической направленности, регулярно разрабатываемые и проводимые, в нашем детском саду, дети имеют возможность познакомиться и поиграть в дагестанские, узбекские, башкирские, татарские, мансийские, русские и др. народные игры.
Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).
Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности, наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций.
Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Для самостоятельной деятельности детей предлагаются готовые или разработанные педагогом дидактические игры, разнообразный материал для познавательной, творческой деятельности.
Кроме того, осуществляя планомерную работу по данному направлению, я пришла к выводу о том, что одним из эффективных средств этнокультурного воспитания у младших дошкольников является сказка. Сказка – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок несомненна и общепризнана. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, реальной действительности. В сказках нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народов. Сказка учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления, а также особенности быта и культуры своего народа. Ведь все дети любят сказки. А если иногда приходится еще и поучаствовать в сюжете и побыть любимым героем, то это настоящее удовольствие для каждого ребенка.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать: вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому. При этом важно создать и сохранить сочетание изучения родной культуры с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.
Немаловажно, что современное российское дошкольное образование готово к решению проблемы этнокультурного образования в концептуальном аспекте. Доказательством этого утверждения служит направленность Федерального государственного образовательного стандарта на включение региональных особенностей в образовательную среду, отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных условий, описание в образовательной области «Социализация» следующих задач: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.
В основу концепции этнокультурного образования были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др.
Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности коми традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.
Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
· Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
· Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления и развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
· Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».
ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
· приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
· гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
· формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.
То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта: систематизация образовательной работы по воспитанию художественно - эстетических чувств культуры родного края; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим башкирского народа .
2. Способствовать приобщению детей к основным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.
5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетическогообразования и воспитания в ДОО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог – воспитанники -семья.
6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОО.
Сроки: 3 года (средняя – подготовительные группы).
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №244», Национальный музей леса.
Гипотеза: использование художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДОО и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо -культурной среды и т.д.
Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:
Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность
Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению
Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.
Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:
1. Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства коми народа;
3. Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.
Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.
Метод проектов
Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.
Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов способствует формированию следующих умений:
• анализировать ситуацию;
• обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
• предлагать пути её решения;
• работать в команде;
• выявить результативность;
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
-взаимодействие с семьей:
- взаимодействие с образовательными учреждениями;
- взаимодействие с учреждениями культуры.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап подготовительный (организационный):
Задачи:
1. Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.
3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.
4. Составление перспективного плана работы.
5. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных развлечений и т.д.
6. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.
7. Формирование развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.
8. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
II этап (продуктивный)
Задачи:
1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ художественно- эстетических чувств культуры родного края категорий и ценностей.
2. Создание условий для успешного овладения детьми художественно- эстетических чувств культуры родного края, средствами разнообразной деятельности: изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
3. Проведение выставок детских работ по творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.
4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).
5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОО и в процессе взаимодействия с социумом).
III этап (заключительный):
Задачи:
1. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень художественно – эстетических чувств о родном крае у детей .
2.На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике развития детей культуры родного края, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
4. Описание полученного опыта.
5. Проектирование программы дальнейшей деятельности.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективное использование инновационных технологий дошкольного образования, социального партнерства
Воспитание у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю/
Формирование художественно -эстетических чувств к родному краю.
Направления реализации проекта
. «Цвети родной Башкортостан»
Цель – воспитание нравственно-патриотических чувств к родному, городу, республике. Воспитатели группы «Пчелка», провели открытое занятие с презентацией.
. Башкирская народная культура
Цель - ознакомление с жизнью и бытом башкирского народа, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа башкирии. Занятие провела воспитатель Закирова Г.Т.по рисованию «Башкирские узоры».
. Обучение детей языку
Цель – формирование сознательного, бережного отношения к языку и литературе как национально – культурным ценностям. Выступление воспитанницы группа “Пчелка” Нагимуллиной Самиры со стихотворением на родном языке.
Башкирские народные праздники.
Цель – ознакомление детей с фольклорными традициями народа башкирии. Совместно с воспитателями МБДОУ Детский сад 244 провели народный праздник «Сабантуй», где познакомили детей с башкирской игрой «Юрта», с музыкальными инструментами ,национальными играми «Куреш» и с национальными блюдами .
Экскурсия в башкирский музей леса.
Цель: Развить у детей бережное отношение к природе, познакомить с животными, обитающими в лесах Башкирии.
Экскурсия в парк лесоводов.
Цель: показать детям красу башкирских лесов, разнообразие деревьев и кустарников, развивать любовь к природе
Башкирские – дидактические игры.
«У нас гости»
Цель: закреплять знание о помещениях детского сада, о территории детского сада, микрорайона, родном городе, республике, развивать интерес, желание больше узнать о ближнем окружении, память, ориентировку в пространстве, воспитывать любовь к своему детскому саду и ближайшему окружению.
«Составь флаг Республики Башкортостан»
Закреплять знание детей о государственных символах Башкортостана, о флаге республике, учить составлять целое из частей развивать общее представление о значение цветов и эмблемы цветка курая, внимание, память, воспитывать патриотические чувства.
«Животные Башкортостана»
Цель: углубить и обобщить знание детей о животных родного края .Учить мотивировать свои суждения. Воспитывать желание больше узнать о своем крае.
Итоговое занятие, в подготовительной группе «Мой Башкортостан», познакомили детей с символикой родного края, достопримечательностями города Уфы, национальными блюдами, башкирскими авторами, (дети рассказывали стихотворения.
Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:
Фотовыстовка «Уфа старая –Уфа новая »
Цель: создание представлений об Уфе старой и новой.
Формы организации: создание фотовыставки .
Условия организации развивающей среды в группе:
§ разработка таблиц с элементами народных узоров;
§ создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
§ наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты для детей:
Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (башкирской).
Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах башкирского народов, умения различать изделия разных народных промыслов.
Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре башкирского народа.
Умение детей различать виды и жанры произведений основных видов башкирского народного искусства.
Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.
Форма подведения итогов – в конце года мы провели обследование детей по вопросам национально- регионального компонента ,по программе Р.Л.Агишевой “Я- Башкортостанец” .
Методы педагогической диагностики:
беседы с детьми;
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
анализ результатов продуктивной деятельности.
Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:
На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников.
Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников (5-7 лет) показала:
· положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных позиций детей;