Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду для детей с нарушением зрения
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду для детей с нарушением зрения
В последнее время в современном обществе возрастает влияние и роль информатизации образования, использование информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Информатизация образования предоставляет педагогам широкие возможности для использования в педагогической работе новых методов обучения, различных методических разработок. Требования к работе педагогов изменились. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые в образовательном процессе, являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога. Это замечательный помощник в организации учебной, воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду для детей с нарушением зрения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Подготовила Комисова Л.А.,
Воспитатель
г. Донецк 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ РЕБЕНКА
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САЙТЫ ДЕТСКИХ ОБУЧАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационно-коммуникационных технологий
в детском саду для детей с нарушениями зрения
В последнее время в современном обществе возрастает влияние и роль информатизации образования, использование информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Информатизация образования предоставляет педагогам широкие возможности для использования в педагогической работе новых методов обучения, различных методических разработок. Требования к работе педагогов изменились. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые в образовательном процессе, являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога. Это замечательный помощник в организации учебной, воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Возможности применения ИКТ разнообразны и обусловлены профессиональной деятельностью специалиста, направлением его деятельности, задачами обучения.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ясли-сад № 395 города Донецка» , где я работаю, имеет специализированные группы для детей с нарушениями зрения.
На протяжении 15 лет в нашем ДОУ функционируют группы для детей с нарушениями зрения. В настоящее время 70% воспитанников – дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения), из них 5 детей-инвалидов. Обучение и воспитание слабовидящих детей имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения.
В данное время у нас действует 2 дошкольные группы, всего 50 детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
Дети, поступающие в учреждение имеют такие заболевания как: гиперметропия, амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, есть дети с врожденной патологией зрительного нерва, сетчатки.
Учреждение обеспечивает работу по компенсации первичного дефекта посредством развития сохранных анализаторов всех видов восприятия, которое, как правило, нарушается у детей с нарушениями зрения, не находящихся под постоянным тифлопедагогическим и медицинским наблюдением. И в этой работе успешно помогают информационно-коммуникационные технологии.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения имеет немало преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения, воспитания и коррекции. Они обеспечивают следующее:
- информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, побуждает к самостоятельной работе, повышает работоспособность;
- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не владеют техникой чтения;
- постановка проблемных задач и поощрение ребенка при их правильном решении, активизируют познавательную деятельность детей;
- учитываются возрастные возможности, особенности и потребности ребенка;
- учитываются индивидуальные особенности ребенка;
- создается благоприятный психологический микроклимат, у ребенка вырабатывается правильная реакция на ошибку, т.к. компьютер очень «терпелив», он не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;
- максимальное использование при обучении и коррекции таких видов деятельности как: сравнение, классификация, обобщение, конструирование, прогнозирование;
- позволяет показывать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, торнадо, шторм в море, запуск ракеты в космос, посещение необитаемых планет и пр.), а также создавать необычные фантастические образы, героев;
- воспитываются такие качества как самостоятельность, сосредоточенность, уверенность в себе, развиваются интеллектуальные, творческие способности, воображение, фантазия;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, развивает усидчивость.
Преимущества использования ИКТ в работе педагога:
составление электронных документов, составление календарного и перспективного планирования, разработки занятий, оформление карт обследования, полное оформление документации педагогов, и пр.
Привлечение Интернет – ресурсов. В настоящее время, в сети Интернет можно найти статьи по возникающим проблемам в работе с детьми с нарушениями зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых, тифлопедагогов, а также можно обмениваться опытом, информацией с коллегами посредством электронной почты.
Наше дошкольное учреждение не раз размещало статьи из своего опыта работы на сайте детского сада.
Нашими педагогами также используются сайты журналов «Дефектология», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду», электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" и др.
Набор программ «Плеоптика-2» (4 игры).
В этот набор входят программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика». Эти программы предназначены для лечения амблиопии любой степени и любого вида детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками моментов игры.
Для коррекции и лечения зрительных нарушений в данной программе используются следующие группы упражнений: СОВМЕЩЕНИЕ, СЛИЯНИЕ, ТРЕНАЖЕР, «ТИР», «ПОГОНЯ».
На занятиях проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью
компьютерных технологий.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
Таким образом, применение в учебно-воспитательной, коррекционной работе различных компьютерных технологий, которые учитывают особенности развития детей с нарушениями зрения, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, активизировать познавательную деятельность детей, становятся мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей дошкольного возраста. Это та база, которая гарантирует необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ РЕБЕНКА
- повышает мотивацию ребенка к занятиям;
- формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
- обучает некоторым элементарным действия с компьютером.
Использование указанного позволяет в процессе занятий сократить время на формирование и развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 20-30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия.
В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.
Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки рук к работе.
Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой комнате.
Основная часть занятия
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:
Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.
Ребенку предлагается роль исследователя, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.
В заключительной части
Подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть необходима для снятия зрительного напряжения ( проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения ( физминутки, точечный массаж, расслабление под музыку).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПОЗВОЛИЛО СДЕЛАТЬ МНЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ
- Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушением зрения.
- Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению познавательной активности.
- Способствует повышению самооценки ребенка ( система поощрения – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями)
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время и появляется возможность получить лучший результат.
Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь ведущая деятельность детей – игра.