Просмотр содержимого документа
«"Использование инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанников" (отчет по самообразованию)»
Анализ самообразования по теме: «Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» 2018-2019 уч.год.
Воспитатель: Елькина Т.А.
На современном этапе уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, партнерства семьи и образовательного учреждения, важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, направленная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому для самообразования я выбрала данную тему.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, я поставила следующие задачи:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями активно использовала не только традиционные формы работы, но и инновационные методы и формы взаимодействия с семьей: Провела социальный анализ состава семьи (что помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
Использовала наблюдения за деятельностью детей, стедовую информацию;
совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
«круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания); «Ознакомление детей с правилами ПДД»
Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, презентации, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания); «Скоро в школу»
праздники – досуги: «Осень в гости к нам пришла»; «День матери»; «Соревнования с папами», «Поздравляем славных женщин», Праздник весны». Родители принимали активное участие во всех спортивных соревнованиях: Кросс Наций, Лыжные гонки, Лыжня России.
Конкурсы, акции: «Чудо с грядки», «Золотые мамины руки», «Берегите живую ель», «Мастерская Деда Мороза», «Первоцветы», «Родительский патруль», Доброта глазами детей» мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
собрание – деловая игра «Возрастные особенности детей 6-7 лет»; «Растим творческую личность!»; «Вот и стали мы на год взрослей»
(имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
родительская конференция ( в них участвуют не только родители, но и общественность);
тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей); «Как провести выходной день и чем занять ребёнка», «Ознакомление детей с правилами ПДД», «Профилактика инфекционных заболеваний»
- Наглядная агитация ( систематически внутри группы оформлялись фотостенды, выставки детских работ; оформлялись папки-передвижки для пед.просвещеня родителям по различным областям развития детей.)
Программа оздоровления: ( консультации )
«Укрепление здоровья детей через здоровое питание»
«Здоровье – всему голова»
«Зимние виды спорта для детей»
«В здоровой семье – здоровые дети»
« Как вырастить ребенка здоровым и успешным»
« Какой вид спорта подходит моему ребенку?»
«Здоровье будущего первоклассника»
- Практические методы ( привлечение родителей к участию в различных досуговых мероприятиях, конкурсах. Родители участвовали в образовательной и совместной деятельности детей.
Самыми активными были семьи: Тарханова Саши, Иванова Паши, Ширяевой Юли, Большакова Саши, Никоарэ Саши, Черных Ирины.
- Словесные методы ( Проведено 3 родительских собрания )
«Круглый стол: «Давайте познакомимся…»
«Что значит быть добрым»
«Здоровый ребенок в здоровой семье»
Проводились консультации на различные темы, как индивидуальные, так и подгрупповые беседы.
Родители оказали помощь в совершенствовании развивающей предметно – пространственной среды в группе приобрели развивающие игры, наборы игр «Палочки Кюизенера» на каждого ребенка, массажные дорожки.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Для работы с родителями в новых условиях проводила следующее:
В течение учебного года повышал свой профессиональный уровень через:
Работу по самообразованию «Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников». Поделилась с коллегами одной из активных форм «День открытых дверей»
через вебинары МЕРСИБО, УЧМЕТ: «Интерактивные методы запуска речи у «неговорящих» детей»; «Эффективные способы автоматизации трудных звуков у детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр»; «Игровые приемы активизации словарного запаса детей ЗПР»; «Начльные этапы обучения чтению детей с ОВЗ с применением интерактивных и настольных игр»; «Игротерапия как способ мягкого вхождения в учебно – педагогический процесс детей с ОВЗ» и другие;
делилась собственным опытом через публикации в СМИ, на сайте ДОУ, семинарах;
через семинары: «Моделирование РППС в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО»; «Путешествие по реке времени», как форма познавательно – исследовательская»;
Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.
Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ. На следующий учебный год планирую использовать такие формы работы, как: