Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников.»
Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников
Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание. Этому есть ряд объективных причин, однако работать по направлению нужно, ведь это – залог здоровья и безопасности детей. В соответствии с современными тенденциями развития теории и практики дошкольного образования, необходимо уйти от дидактизма и формализма, вести работу на уровне формирования культуры, в диалоге и игре с ребенком и группой детей, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка.
Кейс – технология необыкновенно современная и актуальная технология интерактивного типа, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, и которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
В практике работы по формированию культуры безопасности мы рекомендуем использование практических кейсов, среди которых выделяем ряд форм. Приведём составленную нами классификацию и некоторые примеры кейсов на выделенные виды.
I. Кейсы-инциденты
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации –
2) Кейсы-драматизации -
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных
II. Кейсы – вариации и догадки –
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Вид кейса необычный, позвольте привести пример его использования: «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил:
«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
- Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?
-Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?
-К чему приводит такое поведение на дорогах?
-Как любой воспитанный человек переходит дорогу?
-Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги».
4) Кейсы-варианты развития событий
«Ребята, сегодня я вам принесла фотографию. Я сделала её на дороге, когда увидела неправильное поведение ребенка. Давайте вместе посмотрим и расскажем – что же такого опасного я увидела. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.
1 этап –э то этап предъявления стимульного материала кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»
2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.