Просмотр содержимого документа
«"Использование лего - конструктора при обучении детей грамоте"»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
Грушковская Лина Климовна,учитель-логопед МБДОУ №49 г. Апатиты
Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего - конструктору, и не зря!
Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается память, внимание, мышление. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. На начальном этапе по обучению грамоте знакомим детей с термином «гласный звук». Мы учим детей выделять гласный звук из ряда других гласных звуков. С этой целью используются лего-кирпичики красного и жёлтого цвета. Красный кирпичик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой звук. Итак.
Начинаем строить звуковую пирамиду.
Играем со звуком А. Даём ребёнку инструкцию: «Если услышишь звук А – возьмёшь красный кирпичик, если любой другой звук – жёлтый. Когда возьмёшь красный кирпичик? (Когда услышу звук А). Когда нужно взять жёлтый кирпичик? (Когда услышу другой звук). Первый раз мы помогаем ребё
нку и собираем пирамиду вместе. Взрослый: «А. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Красный». Взрослый: «У. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Жёлтый». Взрослый: «А. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Красный». Взрослый: «А. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Красный» и т.д. В следующий раз ребёнок самостоятельно собирает пирамидку. Высота пирамидки может быть разной. Таким способом мы учим детей различать все гласные звуки.
Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-элементов.
Согласные твёрдые и согласные мягкие звуки
Как только ребёнок научился различать гласные звуки, мы переходим к знакомству с согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками. Для этого нам понадобятся синие кирпичики для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков. Объясняем ребёнку, что у твёрдого звука М есть мягкая пара – Мь. Звук М мы обозначим синим кирпичиком, а звук МЬ – зелёным. После этого даём ребёнку инструкцию: «Если услышишь звук М – возьмёшь синий кирпичик, если звук Мь – зелёный. Когда возьмёшь синий кирпичик? (Когда услышу звук М). Когда нужно взять зелёный кирпичик? (Когда услышу звук Мь). Первый раз мы помогаем ребёнку и собираем пирамиду вместе. Взрослый: «М. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Синий». Взрослый: «Мь. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Зелёный». Взрослый: «М. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Синий». Взрослый: «М. Какой возьмём кирпичик?» Ребёнок: «Синий» и т.д.
Парные согласные по твёрдости и мягкости
В следующий раз ребёнок самостоятельно собирает пирамидку. Высота пирамидки может быть разной. Используя такую игру, мы учим ребёнка различать парные согласные по твёрдости и мягкости. Когда ребёнок успешно справился с этой работой, мы усложняем задание. Для этого берём кирпичики красного, синего и зелёного цветов. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие. Но перед этим обязательно обговариваем с ребёнком условия игры. «Если услышишь гласный звук – какой возьмёшь кирпичик? (Красный) Если согласный твёрдый? (Синий) А когда прозвучит согласный мягкий, то возьмёшь какой кирпичик? (Зелёный) Здесь возможны варианты. Можете вы произносить звуки, а ребёнок строит пирамиду или наоборот. Можете построить пирамиду, а потом «прочитать» пирамиду. При помощи таких игр мы учим детей не только различать звуки, но и можем обучать звуковому анализу и синтезу. Манипулируя кирпичиками, переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова».
Считаю, что коррекционная работа с применением ЛЕГО делает процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.