Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов как формы совместной деятельности взрослых и детей»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Васильева Л.А., заведующий;
Зеленова И.Н., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения столкнулись со значительными изменениями в связи с внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный документ коренным образом изменил подход к организации образовательного процесса в ДОУ, это вызвало у нас множество вопросов:
какая форма организации детской деятельности займёт место занятия?
как обеспечить интеграцию всех образовательных областей?
как перестроить воспитательно - образовательный процесс в детском саду, чтобы он соответствовал принципам развивающего обучения?
На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.
Итак, под проектом мы подразумеваем способ организации педагогической деятельности по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. В основе проекта лежит проблема, для решения которой, необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В нашем детском саду комбинированного вида, есть группы, как общеобразовательной, так и оздоровительной направленности для детей часто и длительно болеющих. Первостепенной задачей дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Педагогическая работа коллектива направлена на формирование культуры здоровья воспитанников детского сада, формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Внедрение в практику работы проектного метода началось с выбора общей темы для всего детского сада. Тема нашего проекта: «Моё здоровье». В работе над проектом приняли участие все дети и педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальные руководители, руководитель физического воспитания, учитель-логопед), а так же родители.
Реализация данного исследовательского проекта осуществлялась поэтапно:
I этап. Целеполагание.
Определили исследовательские вопросы:
Как стать здоровым? Что нужно делать, чтобы не болеть?
Сформулировали цель:
Содействие развитию и укреплению физического и психического здоровья детей.
II этап. Разработка проекта.
Общую тему решили разделить на отдельные направления: правильное питание, закаливание, двигательная активность, соблюдение режима дня, хорошее настроение. Каждая возрастная группа выбрала для разработки одно из этих направлений и обозначила тему своего проекта, например: «Приятного аппетита!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься!», «Скажем дружно - соблюдать режим нам нужно!», «Кто улыбок не жалеет, тот по жизни не болеет!».
Прописали задачи проекта:
Образовательные
-закреплять двигательные умения,
-развивать чувство музыкального ритма,
-закрепить понятие «здоровье»,
-систематизировать знания детей о полезных продуктах, витаминах,
-расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья;
Оздоровительные
-развивать ловкость, координацию движений,
-обучать правильному длительному выдоху,
-развивать общую и мелкую моторику, и умение ориентироваться в макро пространстве,
-формировать умение использовать в коммуникативной деятельности неречевые средства общения,
Использовали модель трех вопросов, спросили у детей: что они знают по этой теме, что хотят узнать, как это можно узнать?
Составили «системную паутинку», которая у нас представляет собой описание деятельности детей по 10 образовательным областям.
Продумали название и форму итогового мероприятия (День Здоровья).
III этап. Реализация проекта.
Использовали разнообразные мероприятия и формы детской деятельности: игры, беседы, художественно – продуктивную деятельность, труд и т.д. запланированные в системной паутинке проекта.
IV этап. Итоговое мероприятие проекта.
День Здоровья для всех групп под девизом: «Будь здоров без докторов»
План Дня Здоровья.
Весь день по режиму дня посвятили здоровью, здоровому образу жизни, провели спортивный праздник.
Утром группы встретились на общей зарядке в музыкальном зале – это заряд бодрости на целый день, после завтрака дети каждой группы получили свой план маршрута и отправились в путешествие по станциям, которые назывались: питание – спортивная - закаливание – хорошее настроение. На каждой станции дети играли, выполняли определённые задания, применяли и закрепляли информацию, полученную в ходе работы над проектом. За правильные ответы получали частички кристалла здоровья (фишки). После того, как дети посетили все станции, они собрались в музыкальном зале, чтобы подвести итоги: где они побывали, что узнали и все вместе сделали вывод о том, что же нужно делать, чтобы быть здоровыми:
Надо правильно питаться,
Физкультурой заниматься,
Закаляться, умываться
И, конечно, улыбаться!
В гости к ребятам пришел Ослик – это традиционный герой наших Дней Здоровья. Он предложил детям собрать все полученные ими на станциях частички здоровья (фишки) в волшебный ящик, произнести волшебные слова, поколдовать и … о чудо! – получился Кристалл здоровья! Вмести с Осликом, дети танцевали и получили от него подарки. Традиционно – это вещи полезные для здоровья: зубная щетка и паста, красивая детская мочалка, сок, фрукты.
Во второй половине дня у детей была возможность отобразить свои впечатления на самой большой картине «Мое здоровье» (рулон бумаги, закреплённый на стене, по всему коридору первого этажа).
Коллажи, выполненные совместно с родителями собрали в большую книгу (в форме детской пирамидки) «Пирамида моего здоровья». Каждая часть пирамиды раскрывает основы здорового образа жизни: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, двигательная активность, занятия спортом.
Таким образом, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Зачем нужны проекты?
Помогают активизировать и интегрировать все виды деятельности детей;
Способствуют развитию творческих способностей детей, воображению;
Способствуют умению наблюдать, слушать;
Способствуют развитию мышления. Формируют навыки анализа и синтеза;
Развивают внимание, память, речь.
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Используемая литература.
Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008.