2.1 Концептуальные основы педагогической системы Н. Зайцева……………………..4
2.2 Принципы обучения чтению по методике Н.Зайцева………………………………..4
2.3 Дидактические пособия и методическая литература………………………………...4
2.4 Этапы обучения чтению………………………………………………………………..7
2.5 Работа с пособием Н. Зайцева «Пишу красиво печатные буквы»…………………..17
2.6 Звуковой анализ слов…………………………………………………………………...18
2.7 Список литературы……………………………………………………………………...18
Часть 1. Пояснительная записка
Научить детей читать- значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом и привить любовь к чтению. Процесс чтения очень сложный, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Современные программы, основанные на фонетическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Работа со звуком ведет к формированию слуховой доминанты. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат.
Сложность заключается в том, что в русском языке нет взаимно однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. При этом известно, что писать надо не так как слышится, а в соответствии с принятой графикой изображения и правилами написания.
Работая с дошкольниками, я неоднократно убеждалась в трудности фонетического метода для детей, а некоторые результаты обучения заставляли задуматься и усомниться в его эффективности.Наряду с фонетическим, существует зрительный метод обучения чтению, когда детей сначала знакомят с буквами, учат с их помощью по наглядным образцам составлять слова и читать их. Одним из последователей этого метода является Николай Зайцев. Подробно свою методику он изложил в пособии «Учебник для родителей, воспитателей, учителей», входящем в состав комплекта «Кубики Зайцева». Элементы методики Зайцева и других педагогов- приверженцев данного метода, применяю в своей работе.В данных методических рекомендациях я изложить свой опыт использования обучения чтению по складам.
Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям.
Цель: познакомить с особенностями методики Зайцева и основными этапами обучения чтению.
Часть 2. Методические рекомендации.
2.1 Концептуальные основы педагогической системы Н.Зайцева
Чтение- один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании и воспитании человека. Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребенка. Принципиальное отличие методики обучения чтению Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв и не по слогам, а по складам. Именно складовой метод обучения рекомендовал еще Л. Н. Толстой, положив его в основу своей «Азбуки».Склад- слияние согласной и гласной букв, согласная с мягким или твердым знаком, одна гласная ли одна согласная буква. Главная идея методики Зайцева базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка: мышление, слух, зрение, двигательную и тактильную память. К такому выводу он пришел, опираясь на исследования И.М.Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В. М. Бехтерева.
2.2 Принципы обучения чтению по методике Н.Зайцева
В основе методики Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
От частного к общему и наоборот.Именно складывание слов и разбиение слова на склады и есть наглядная демонстрация этого принципа.
От конкретно- образного через наглядно действенное к словесно- логическому.Для начала ребенок знакомится со звучанием каждого склада, который он видит на кубике, потом сам начинает складывать слова из кубиков. Постепенно учится читать и создавать слова, и, наконец, чтение становится достаточно быстрым, а мышление ребенка- словесно- логическим.
Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия. Это ни что иное, как кубики, разные по цвету, объему, весу, звуку; таблицы- тренажеры- пример наглядности, моделирования и систематизации учебного материала; складовые картинки .
Системная подачи материала и алгоритмизация учебных действий. Именно благодаря систематическим занятиям по «алгоритму от простого к сложному» можно добиться успехов при помощи данной методики.
Учет физиологии восприятия детей. Занятия должны проводиться в игровой форме, в движении. В процессе обучения дети не только говорят, но и поют.
Охрана здоровья обучающихся. В процессе обучения дети не находятся постоянно в статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате. Меняется вид и место деятельности, исключается монотонность. Всё это не позволяет детям утомляться. Не портится осанка, зрение, так как дети смотрят на большие таблицы и карточки.
2.3 Дидактические пособия и методическая литература
Дидактическое оформление методики Н.Зайцева:
к убики;
таблицы;
складовые картинки.
Подробное описание кубиков, таблиц и складовых картинок есть в пособии «Учебник для родителей, воспитателей, учителей», входящем в состав комплекта «Кубики Зайцева».
Сам комплект можно приобрести в интернет –магазинах, но стоит он довольно дорого. Кроме того, одного комплекта кубиков для занятия с группой детей явно недостаточно. Поэтому кубики я изготовила сама, найдя их развертки в интернете. Это довольно трудоёмкий процесс, но зато менее затратный в материальном плане и всегда есть возможность дополнить комплект недостающими кубиками и заменить кубики, пришедшие в негодность.
Что касается таблиц: я в своей работе использовала только таблицу 1, где информация, представленная на кубиках, продублирована на «дорожках»,то есть мы можем видеть все кубики в развернутом виде.
Её я тоже нашла в интернете и распечатала на цветном принтере. Со временем оригинальный вариант я немного изменила, удалив некоторые элементы, которые мне в работе не пригодились.Как показал опыт, даже одной этой таблицы (вместе с кубиками, разумеется) оказалось достаточно для того, чтобы дети начали читать.
Кроме того, я использую не стационарный, а мобильный вариант таблицы, так как приходится заниматься с детьми в разных кабинетах. Таблицу прикрепляю на доску на время занятия.
Складовые картинкитакже можно приобрести в интернет –магазине,
а можно изготовить самостоятельно.
В работе по обучению чтению по складам кроме пособий самого Николая Зайцева можно использовать дидактические пособия и методические материалы других педагогов: Н.В.Пятибратовой, Е.А. Даниловой, Н.Б. Буракова (см. список литературы).
Т ам содержится богатый материал, который можно использовать как на занятиях в условиях школы раннего развития, так и рекомендовать родителям для закрепления материала дома.
2.4Этапы обучения чтению.
На сколько занятий рассчитан каждый этап? Точного ответа нет. Все зависит от возраста детей, уровня их развития, подготовленности.
1 этап-восприятие и частичное узнавание складов.
Знакомство с кубиками.
Игра «Классификация»
Задачи: привлечь внимание ребенка к кубикам; показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку; учить запоминать названия различных групп кубиков
Описание. Кубики выкладываются на общий стол.
Педагог предлагает детям разложить все кубики на два стола: на первый стол- только большие кубики, на второй – только маленькие.
Педагог проверяет работу детей, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети подают по желанию. Педагог показывает, как нужно манипулировать с кубиками, как их держать, крутить. Поэтому зрительный контроль детей за действиями педагога очень важен. В процессе обучения дети на слух начинаютулавливать разницу произношение твердых и мягких слияний, пытаются повторять вслед за педагогом припеваемые склады. Кубики снова выкладываются на общий стол, детям нужно разложить кубики на 2 стола по признаку: деревянные и железные.
В конце этой игры на общем столе должны остаться золотые и кубики со знаками препинания. Педагог снова пропевает склады на всех кубиках, выбираемых детьми.
Игра «Шумовой оркестр»
Задачи :привлечь внимание ребенка к кубикам; закрепить названия групп кубков по цвету, умение различать на слух звучание железных и деревянных кубиков.
Описание: Каждый ребенок берет по два кубика: железный и деревянный. Педагог предлагает детям поиграть в оркестре: « Вы будете музыкантами, а я- дирижером. Дирижер управляет оркестром, подает команды, а музыканты их выполняют: поднимают руку с тем или иным кубиком и гремят им. По сигналу дирижера «музыка» прекращается. » Команды можно подавать по разному : можно показать кубик или просто назвать его, можно погреметь кубиком за ширмой.
Задачи: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, помочь детям сконцентрировать внимание одновременно на органах артикуляции и пропеваемых на кубике складах, развивать зрительно моторную координацию, формировать речевой выдох, уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными, развивать ритмико-интонационную сторону речи, учить запоминать алгоритм пропевания складов.
Описание.Это является одним из основных упражнений на начальных стадиях обучения. Педагог рассказывает детям о том, что кубики не простые, у каждого есть своя песенка. Пропеваются склады на нескольких кубиках. Затем ребенку предлагается выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор необходим. Так как ребенок получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те знания, которые ему нужны. Это упражнение косвенно помогает постановке звуков, так как многократное пропевание складов подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к дальнейшей работе. У многих детей автоматически начинают двигаться губки – дети повторяют склад за педагогом. Поэтому взгляд ребенка должен быть направлен только на педагога. Затем ребенок пытается сам пропеть обращенный к нему склад. Педагог помогает ему прочитать любой понравившийся склад на кубике.
Упражнение «Поющие башенки», «Говорящие башенки»
Задачи: привлечь внимание детей кубикам и таблицам, помочь детям сконцентрировать внимание одновременно на органах артикуляции и пропеваемых на кубике складах, развивать зрительно моторную координацию, формировать речевой выдох, уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными, развивать ритмико-интонационную сторону речи, учить запоминать алгоритм пропевания складов.
Примечание. В данной игре используется желание ребенка строить из кубиков различные постройки. Это свойственно как детям со способностями к конструированию, так и детям с низкой мотивацией к обучению, детям младшего возраста, детям с задержкой психического развития.
Описание.Педагог либо ждет, когда ребенок сделает постройку из кубиков самостоятельно, либо предлагает ребенку построить башню по образцу. По окончании постройки педагог сообщает ребенку о том, что у него получилась башня не простая, а волшебная. Кубики умеют петь. У каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая.
Ребенок выбирает из башни любой кубик, педагог пропеваетвсе склады так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Нужно помнить о том, что во время любой работы с кубиками взгляд ребенка фиксируется на том складе. Который озвучивает педагог, иначе вся работа теряет смысл. В этой игре башенки еще и говорят, то есть педагог озвучивает тот склад на кубике, который выбрал ребенок. Педагог не забывает характеризовать каждый пропетый – прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный кубик поет: БУ-БО-БА-БЭ- БЫ-Б». Петь необходимо очень медленно, так, чтобы ребенок успел услышать и сопоставить озвученный склад и его графическое изображение на кубике.
Озвучивание таблиц.
Игра «Чудесный мешочек» (с кубиками)
Задачи: привлечь внимание ребенка к кубикам и складовым таблицам, закрепить навык пропевания песенок на кубиках, учить соотносить кубики с плоскостным изображением соответствующих складов на таблице и ориентироваться в таблице, развивать навык прослеживание глазами столбцов на таблицах.
Описание.Педагог показывает детям красивый мешочек, внутри которого лежит 4- 5 кубиков, наиболее простых для пропевания (с наиболее частотными буквами): У- О-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К и т. д. ребенок достает из мешочка кубик, пробует самостоятельно пропеть его. Находит и показывает с помощью указки соответствующий столбец на таблице. Лучше, если дети сами находят нужный столбец в таблице. Обычно это не вызывает затруднений после многократной работы с таблицей. На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияние и т. д. Такая работа позволяет педагогу осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и делает процесс обучения чтению более результативным.
Упражнение «Пение по таблице»
Задачи: помочь детям запомнить алгоритм пропевания складов по таблице, развивать зрительно-моторную координацию, формировать слуховые, зрительные и двигательные связи, познакомить детей с системой поиска нужного склада, развивать речевое дыхание ритмико-интонационную сторону речи.
Описание.Дети стоят лицом к таблице и педагогу.Педагог: «Смотрите, это таблица. На ней тоже песенки, такие же, как на кубиках. Я вам буду показывать склады и петь песенки, слушайте и подпевайте мне». Педагог поет на мотив гаммы от верхней ноты к нижней, указка движется вниз не очень быстро. Таблицу лучше припевать целиком на каждом занятии, но в случае утомляемости детей таблицу лучше дробить по частям.
4.Знакомство с картинками-ассоциациями
Методика «Картинки – ассоциации» предложена московским логопедом Н.В. Пятибратовой. Буква – абстрактное понятие, символ. Абстрактное мышление у дошкольников еще не развито и поэтому многим детям запоминание букв дается трудно, дети часто путают, забывают буквы. У Пятибратовой каждая буква соотносится с картинкой, звукоподражанием и телодвижением, а потому быстро запоминается за счет ассоциативной связи между этими элементами. Данная методика изложена в пособии «Изучаю и запоминаю буквы»( здесь можно найти сами картинки, описание различных игр), А также в «Новом букваре Пятибратовой» ( 1 раздел «Учим буквы и запоминаем склады» ).
5. Письмо указкой по таблице
Упражнение «Письмо слов по таблице»
Задачи: развивать у детей зрительно-моторную координацию, формировать навык складового синтеза, учить запоминать расположение складов и прочитывать их.
Описание.Ребенок с указкой в руке стоит перед таблицей. Педагог находится за спиной ребенка и своей рукой обхватывает его руку с указкой. Вместе решают, какое слово будут писать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам близких, названиям любимых игрушек, мультиков и т. д. После первого написания слова обязательно его написание второй раз. В более быстром темпе.
6. Построение ряда из кубиков
Игра «Паровоз»
Задачи: учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной буквой; способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой; учить осмысленно находить нужный кубик; привлечь внимание к работе с кубиками.
О писание.Педагог предлагает детям построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Педагог говорит, что все вагоны в паровозике будут с буквой А и показывает на первом кубике (на любом большом, как надо находить сторону с буквой А. Затем педагог ставит кубик рядом с локомотивом. Остальные кубики дети ставят сами, педагог вмешивается лишь тогда, когда ребенок не понимает, как надо искать кубики с буквой А. педагог обязательно поясняет, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, дети работают только с большими кубиками, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправлять в путь. Но для этого все вагончики надо прочитать: ПА-ТА-НА-СА-ФА-ША-ЧА и т. д. педагог просит детей следить за его движениями. Указательным пальцем правой руки он показывает первый большой золотой кубик и озвучивает склад, а дети хором повторяют его. Аналогичная работа проводится и с другими вагончиками, причем сначала палец педагога передвигается к следующему кубику, а затем озвучивается склад. Можно использовать кубик с ударением, передвигая его по кубикам вагончикам. На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем дети сами решают, какая гласная буква «поедет на поезде».
Игра «Смешные слова»
Задачи: учить детей чувствовать, что слово не бесконечно имеет свою длину, учить манипулировать с кубиками, правильно выставить их на полку (слева направо, рядом друг с другом и т. д., учить самостоятельно составлять слова из складов на кубиках, формировать мотивацию к самостоятельной работе.
Описание. Педагог предлагает детям поиграть в новую игру. Каждому ребенку предлагается написать из кубиков смешное слово, для чего нужно просто набрать любое количество кубиков и поставить их друг за другом. В процессе работы педагог ненавязчиво напоминает детям, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. Особое внимание уделяется детям, желающим написать слово из 7-9 и более кубиков. Если ребенок не соглашается взять поменьше кубиков, слово остается таким длинным. Затем педагог читает каждое написанное слово. Детей очень забавляют получившиеся у них слова- нелепицы. После этого дети пробуют выбрать самое смешное слово. Длинные слова не выглядят смешными, поэтому педагог еще раз напоминает, что чем короче слово, тем оно смешнее. Обычно дети не могут выбрать самое смешное слово, потому что каждому ребенку его слово кажется самым лучшим. Педагог хвалит детей, особенно выделяя тех, кто пытался написать слово, а не расставлял кубики автоматически. Эта игра является переходным, подготовительным этапом к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков. Смешные слова являются моделью, которая впоследствии будет использоваться в написании слов со смыслом.
2 этап – узнавание складов.
Озвучивание кубиков и таблиц сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно.
Упражнение «Прочитай кубик у соседа»
Вариант1
Задачи: учить детей работать в паре, делать самостоятельный выбор; закрепить навык прочтения складов.
Описание.Дети подгруппы выбирают себе по одному кубику. Затем кто-то из детей по указанию педагога показывает свой кубик любому ребенку. Тот, кому показали кубик, должен спеть или прочитать все склады на нем.
Вариант2
Задачи: учить детей работать в паре, помогать друг другу.
Описание.Кто-то из детей по указанию педагога выбирает любой кубик и склад на нем и показывает любому другому ребенку. Тот в свою очередь находит соответствующий склад на таблице. Склад на кубике и таблице прочитывается.
Упражнение «Найди заданный кубик»
Задачи: закрепить у детей умение ориентироваться в общей массе кубиков, находить заданный кубик, приучая использовать таблицу в качестве подсказки.
Описание.В центре кабинета стол с кубиками. Педагог пропевает «песенку» любого кубика, а дети должны найти этот кубик на столе. Кто найдет его первым, показывает всем остальным детям и кладет на свое, заранее обговоренное место. Этот кубик - выигранный. Если дети не могут найти кубик на слух, педагог на короткое время показывает соответствующий столбец на таблице.
Поиск склада на кубике.
Игра «Посмотри и повтори»
Задачи: закрепить у детей навык работы с кубиками, развивать зрительную память в процессе манипуляции с кубиками, закрепить навык написания сначала своих имени и фамилии, затем других слов, закрепить навык написания слов самостоятельно.
Описание.Педагог предлагает написать имя одного из детей. Слово пишется кубиками, а затем хозяину имени предлагается отвернуться. В это время педагог переставляет и перекручивает в кубике слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Ребенку предлагает восстановить слово по памяти. Основное правило для педагога – в начале обучения не путать кубики слишком сильно.
Игра «Задуманное слово»
Задачи: учить детей самостоятельно выкладывать слова кубиками, находить кубик из общей массы, с опорой на таблицу и на слух.
Описание.Педагог объявляет детям, что придумал интересное словечко, а какое – не скажет. Дети должны угадать его сами, выкладывая соответствующие называемым педагогом складам кубики. Например, педагог задумал слово «стол». Он говорит, что первый кубик в этом слове читается как С. Дети, уже знакомые с поиском кубиков из общей массы, пытаются найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак не находится, педагог называет его полную характеристику «Это же большой деревянный СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С» и показывает соответствующий столбец на таблице. Кубик находит, еще раз уточняют, какой стороной ставить, затем ищут так же склады ТО и Л. Когда все кубики выставлены, детям предлагается прочитать и угадать слово, которое задумал педагог. Если дети еще не догадались, педагог вместе с детьми начинает его прочитывать, делая паузы издавая возможность самим догадаться: «С…ТО…Л…». Эта игра предполагает высокий уровень индивидуализации, т. к. выбор сложности загадываемых слов определяется зависимости от уровня подготовки детей (от слов «мак», «шкаф», «каша», до «самосвала», «ключ», «трансформер», «снежинка»).
3.Поиск столбца и склада на таблице.
Упражнение «Где такой склад?»
Вариант1
Задачи: закрепить у детей умение ориентироваться по таблице, находить и показывать в ней названный склад.
Описание.Педагог предлагает ребенку найти на таблице один склад, который он назовет: «где МИ?», ребенок показывает нужный склад.
Вариант2
Задачи: учить детей ориентироваться в таблице при помощи опоры на кубики, учить соотносить одинаковые склады на кубиках и в таблице.
Описание.Ребенку предлагается найти названный склад в таблице, с опорой на такой же склад на кубике. Педагог находит кубик с названным складом и дает ребенку. Задача ребенка найти названный склад на кубике, а затем в таблице.
Упражнение «Найди-ка песенку»
Задачи: закрепить у детей навык поиска нужного столбца таблицы на слух, закрепить умение ориентироваться по таблице.
Описание.Педагог предлагает ребенку найти в таблице песенку, которую он пропоет. Например, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М. Ребенок указкой показывает соответствующий столбец таблицы. Это упражнение является тестовым и помогает понять, насколько хорошо ребенок ориентируется в таблице. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, ему предлагается показать в таблице заданный склад.
4.Составление и чтение слов из кубиков и по таблице.
Игра «Живое слово»
Задачи:формировать у детей навык складового синтеза; закрепить навык нахождения и прочтения нужного склада без опоры на таблицу.
Описание.В кабинете в произвольном порядке разложено несколько кубиков ( по количеству детей). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал педагог. Каждый ребенок берет по одному кубику, а педагог говорит, что ребята будут составлять живое слово. Затем просит подойти того ребенка,у которого кубик с первым складом задуманного слова, например, «КО» (для слова «конфета»). Задание звучит так: «КО», иди сюда»- ребенок становится возле педагога. Затем по очереди приглашаются остальные дети, они становятся в шеренгу, держа кубик с нужным складом перед собой. После того, как все склады слова названы, дети вместе пробуют прочитать получившееся слово. Педагог может
помогать следующим образом: останавливаясь около каждого ребенка, он «нажимает» пальцем на кубик, а ребенок озвучивает свой склад. Если слово не получается, кубики по порядку ставятся на полку, и слово прочитывается обычным способом.
Игра «Инструкции»
Задачи: закрепить у детей навык прочтения слов по складам; формировать навык складового синтеза.
Описание. Педагог предлагает детям поиграть, выполняя задания, которые он напишет из кубиков или по таблице. Дети озвучивают каждый склад и выполняют задания.
Письмо- чтение складовых картинок.
Игра «Угадай-ка»
Задачи: подготовить детей к работе со складовыми картинками; стимулировать их к самостоятельному прочтению слов с помощью метода исключения; расширять словарный запас.
Описание. Возле стола с кубиками напротив педагога на стульчиках сидят дети. Рядом с педагогом стоит еще один стол, на котором находится 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало и т.п.). Дети называют предметы, при этом педагог заранее договаривается с ними о названии каждого слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Педагог предлагает угадать, какое из этих слов он сейчас напишет. Слово выкладывается кубиками на глазах у детей, причем часто кто-то из ребят угадывает его уже с первого кубика. В этом случае педагог дописывает слово до конца, угадавший прочитывает его еще раз (педагог последовательно ведет палец от кубика к кубику). Затем слово прочитывается хором, после чего прочитавший первым берет себе соответствующий предмет и кладет его около своего стульчика. В конце игры подсчитывается, у кого больше выигранных предметов. Если слово прочитали хором сразу двое ребят, предмет или игрушка кладутся между ними и каждому засчитывается одно слово. В дальнейшем количество предметов на столе увеличивается до 8-10. Если дети хорошо справляются с прочтением слова при выборе из 10 предметов, это значит, что дети готовы к работе со складовыми картинками и к более сложным играм.
«Заколдованные картинки»
Задачи:учить детей интуитивному чтению разных слов; расширять словарный запас; отрабатывать различные грамматические категории, закреплять навыки словообразования.
Описание. Дети сидят перед педагогом на стульчиках или на ковре (если занятие проводится в группе). Педагог предъявляет по одной картинке лицевой стороной к детям и предлагает прочитать, что на них написано (дети «читают», ориентируясь на изображение). Педагог, держа картинку в левой руке, указательным пальцем правой проводит вдоль слова, прочитывая его. Также прочитывается еще 5-7 картинок. Затем педагог перемешивает картинки и переворачивает их лицевой стороной вниз («Сейчас я заколдую наши картинки, все перепутается!»). Картинки предъявляются детям обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображенный рисунок. Кто прочитал - получает картинку. Победил тот, у кого к концу игры наберется больше картинок. Во время такого угадывания дети еще не читают слова, но уже хорошо знакомы с кубиками и таблицами. Поэтому слова на карточках, как правило, прочитываются с опорой на знакомый склад или на длину слова, на знакомую букву, на те слова, что уже были показаны, но не прочитаны. Например: слово носорог дети могут пытаться прочитать так: ноги, нос, котенок, кузнечик, бегемот и т.д. Но через несколько мгновений кто-то обязательно прочитывает верно и получает эту картинку себе.
Письмо слов из кубиков и по таблице по образцу (по складовой картинке).
Задачи: учить детей соотносить печатное слово со складами на кубиках; выделять склад в написанном слове (анализ) и составлять такое же слово из (синтез); подготовить к будущей работе по переписыванию текстов (работа с учебником, книгой).
О писание. Ребенок получает складовую картинку Задание: «Какое слово здесь написано? Прочитай. (Козы.) Напиши это слово кубиками». Сначала педагог обязательно дает образец выполнения задания, то есть обращает внимание ребенка на разбивку слова по складам ( ко-зы). В зависимости от возможностей ребенка можно предложить ему найти нужные кубики среди всех остальных, или сразу дать ему необходимые, чтобы он нашел на них нужные склады. Письмо по таблице строится по той же схеме, что и письмо кубиками.
Игра – упражнение «Фотоаппарат кубиков»
Задача: побуждать детей читать не по буквам, а по складам.
Описание. Педагог предъявляет детям грань кубика на 3-5 секунд, а затем закрывает ладонью эту грань, имитируя щелчок фотоаппарата. Дети должны назвать склад, который был предъявлен.
3 этап – обучение чтению слов из 2-3 складов.
На этом этапе осуществляется постепенный переход от кубиков и таблиц к обычному и более мелкому шрифту.
«Лото»
Задачи: прочитывать слово и подбирать его к соответствующей картинке; учить работать самостоятельно.
Описание. Ребенок получает набор карточек. На одних карточках – картинки, на других – слова. Нужно составить пары, прочитывая слова.
Упражнение «Поля слов»
Это упражнение взято из пособия Н. Б. Буракова «Я читаю целым словом».
Задача: отработка навыка чтения слов из 3-4 букв.
Описание. Ребенку дается табличка, распечатанная на листе формата А4. В верхней строке – 4-5 слов, которые не повторяются. В остальных строках ( 4-5 строк) слова могут повторяться. Сначала ребенку предлагается прочитать 1 – 3 строки. Затем можно предложить поиграть в «охотников»: из верхней строки педагог выбирает слово, прочтение которого ребенку давалось труднее всего, и отмечает это слово фишкой. Ребенку предлагается стать «охотником»: найти, прочитать и отметить фишками все такие же слова.
окно
кот
нос
усы
кот
нос
окно
нос
окно
кот
усы
окно
усы
окно
усы
нос
кот
усы
окно
кот
Игра- упражнение «Фотоаппарат слов» (из 3-4 букв)
Задача:способствовать развитию навыка чтения целым словом.
Описание: Проводится аналогично игре «Фотоаппарат кубиков», только вместо кубиков используются карточки со словами .
Игры: «Найди лишнее слово», «Распредели слова на группы», «Подбери слова на одну тему».
Для проведения этих игр нужно изготовить карточки со словами на различные лексические темы. На данном этапе используются слова из 2-3 складов, т.е. из 3-6 букв.
Описание. Такие игры можно проводить как со всей группой детей (с демонстрационным материалом), так и с подгруппами или давать индивидуальные задания (с раздаточным материалом). Дети читают слова на карточках и выполняют соответствующее задание.
4 этап – обучение чтению целым словом ( слова из 3-4 и 5-6 букв).
На данном этапе используются те же игры, что и на предыдущем, но количество букв в словах увеличивается.
Упражнение «Поля слов»- слова из 5-6 букв.
Игра- упражнение «Фотоаппарат слов– слова из 5-6 букв.
Классификация слов– 5-6 букв.
Упражнение «Столбик слов»
З адача: отработка навыка чтения проблемных слов (это могу быть, например, слова с мягкими согласными из 5-6 букв или слова из 3-4 букв с двумя рядом стоящими согласными).
Описание:Ребенок получает карточку, на которой в столбик написаны 5 слов (или 5 пар слов).Ребенок читает слова сначала сверху вниз, затем снизу вверх несколько раз. Можно выполнять упражнение стоя, а ,прочитав слово, делать шаг вперед.
Упражнение «Назови букву в слове»
Задача: закреплять навык чтения целым словом.
Описание.Ребенок читает словос карточки (можно воспользоваться обратной стороной складовых карточек или карточками из набора по лексическим темам). Затем педагог закрывает карточку и задает вопросы: «Какая вторая (третья, пятая) буква в этом слове?»
(Чтобы ответить, ребенку нужно мысленно воспроизвести образ целого слова, а это шаг к умению читать целым словом.)
5 этап –формирование и закрепление словесного чтения.
Используются те же игры, что и на 4 этапе, но увеличивается количество букв в словах, шрифт уменьшается, помимо существительных в играх используются прилагательные, глаголы, наречия. Кроме того, есть много готовых игр, которые можно найти в продаже или скачать в интернете.
На данном этапе можно начать читать загадки, скороговорки. Их много приведено в пособии Н. Зайцева «Учебник для родителей, воспитателей, учителей».
6 этап – работа с текстом начинается, когда у детей сформировано словесное чтение. Здесь уже ведется работа над пониманием прочитанного и над выразительностью чтения. Подробнее об этом я планирую написать уже в следующих «Методических рекомендациях».
2 .5Работа с пособием Н. Зайцева «Пишу красиво печатные буквы»
Задачи:научить поэлементному прописыванию печатных букв, сформировать навык письма слов, предложений.
Описание.Эту работу целесообразно начать, когда ребенок уже овладел механизмом чтения и не разделяет склады на составляюшие буквы. На каждом занятии вводится минимум три новые буквы, из которых сразу можно составить слово. Из трех букв две должны быть простыми по начертанию, одна – сложной.
Последовательность работы:
Обводка букв на картах пособия пальцем или маркером (имеется в виду средняя часть каждой страницы, где буквы представлены в разобранном на «детали» виде, показывается их количество и последовательность «сборки»).
2.Затем можно переходить к обводкам в нижней части страниц.
Написание слов из новых букв.
Примерный подбор букв:
л, у, к (лук).
с, и (й), р ( рис, ус, сук, рак).
н, а, м ( мама, мак, луна)
б, в, ы (баба, сыр, сын, ива)
ш, о, т (шуба, рот, кот, рой)
д, г, п (папа, дом, гном)
е (ё), ж, э (ёж, ёжик, эму)
з, ь, х ( мох, зонт, гусь)
ю, ч, ф (юла, чай, шкаф)
я, ц, щ ( як, цап, цапля, щука).
Слова можно переписывать со складовых карточек.
2.6 Звуковой анализ слов.
В процессе обучения чтению по методике Зайцева звуковой анализ слов не проводится. Но ведь потом дети пойдут в школу, где практически все буквари построены на звукобуквенной методике обучения чтению. Поэтому звуковой анализ слов мы учимся делать, но только тогда, когда дети уже читают целым словом: «… когда фонетический разбор делает читающий человек, то он на самом деле работает не со звуковым составом слова, не звуки анализирует, а он знает, как слово написано, видит слово, и быстренько членит его на части и делает легко и его фонетический разбор. Если нужно, чтобы сделал фонетический разбор человек нечитающий, ребёнок, то ему приходится работать именно со звуковым составом слова, то есть он только со звуковым комплексом работает. Естественно, он не может его легко проанализировать».(ЯсюковаЛ.А.Педагогика неграмотности журнал Школьные технологии, 2011, № 2, с. 25-30).
2.7 Список литературы
1.Методики Н.Зайцева Учебник для родителей, воспитателей, учителей.